Общие впечатления об отдыхе:
Давно мечтал пройти и поснимать озера Абишира –Ахуба. В Архызе бываю довольно часто – то сборы проводим в Софийской долине, то иду смотреть смену сезонов на Пятиозерье, но перевалить перевал Федосеева и посмотреть, что там , на другой стороне, так и не доводилось. А пару лет назад ребята сходили на Иммеретинские озера. После их рассказов у меня появилась еще одна мечта. И вот зародилась идея: « А что, если объединить в одном походе и Иммеретинские, и Загеданские, и озера Абишира-Ахуба».
Погода во время путешествия, оправдался ли прогноз погоды, температура воздуха/воды:
+5+30, погода выдалась достаточно мокрой и прохладной
Во сколько обошлось путешествие, стоимость и цены на отдыхе:
12000
Подробный отзыв о поездке:
Время мы выбрали самое удачное – август. Второго числа заехали на слияние Архыза и Дукки. На берегу реки Архыз рядом с большой поляной устроили наш первый лагерь. Здесь удачное место – есть дрова, река выбила естественные ванны, где можно искупаться. С этого места просматривается большая часть «облачного» хребта Абишира-Ахуба от перевала Речепста до перевала Федосеева. Именно через них нам предстоит пересечь гребень хребта и пройти в Страну Голубых озер – первый этап нашего похода.
Провели чудный вечер знакомств у костра с сытным ужином.
Команда у нас собралась разношерстная, но замечательная: Брумштейн Юрий Моисеевич — Доцент кафедры Информационных технологий АГУ, кандидат технических наук, самый старший участник, бродит по горам сколько себя помнит. Мы относимся к нему уважительно, величаем не иначе как Юрий Моисеевич.
Вероника Соколова – новый участник, впервые «попала» в горы в стремлении быть спортивной и активной. Молодую девушку вдохновляет образ отважных горновосходителей. Испытаний ей предстоит пройти немало. Сложно — из офиса и сразу на крутые склоны, на высоту.
Но тому, кто избегает борьбы со своими внутренними сомнениями и страхами, кто увяз в тепличных условиях городов, в комфортных диванах и креслах, тому не достичь победных высот: высот не столько географических и рельефных, сколько высот внутреннего самопознания, познания красоты и гармонии окружающего мира.И Вероника оказалась не из «слабых». Она превозможет все предстоящие трудности и будет заслуженно этим гордиться.
Оля Никонова – еще одна молодая девушка, которую вполне уже можно назвать «опытным» участником. Ей тоже когда-то было нелегко преодолевать первые подъемы. Но позади уже горные сборы 2016, 2017 и 2018 гг., водные походы на байдарках по Нижней и Верхней Волге. Она надежный товарищ и уверено идет вперед.
Вероника Зеленская – удивительный человек. Все свободное от преподавания английского языка время она тратит на путешествия. Никаких пляжей, никаких санаториев. Только живая природа, только настоящий горный воздух. Конечно, она — боец: и на маршруте, и в защите природы.
Туристы — лучшие из людей: хорошо понимают ценность природы и как среды обитания, и не отделяют её от себя. Но даже они бывают легкомысленны, оставляя после себя мусор, сжигая полиэтилен, используя моющие средства в горных реках. Возможно от незнания, а возможно и от нежелания брать на себя ответственность – типа «ну разве я один что-то изменю». Вероника – именно та одна, которая выступает в роли «туристской совести» и исправляет все недочеты. Природа нам дарит красивые виды, лечебный воздух, обновляет наши тела, прочищает зашлакованные мозги. Надо жить в гармонии с ней и прикладывать усилия, чтобы не ухудшать ее облик и содержание.
Миша Зеленский – пока еще подросток, но уже настоящий «тертый» разведчик. За его плечами сборы и походы. Он с легкостью выходит вперед всех на маршрут, мотивируя остальных к движению. Впереди его, конечно же, ждут новые места, замечательные встречи и спортивные достижения.
Во второй части похода к нам присоединилась совершенно замечательная семейная пара: Андрей и Женя. Приятные и очень общительные люди, всегда излучающие позитивный настрой. Они впервые попали в горы и, несмотря на жесткую непогоду в первые дни: сильный холодные ветер, дожди и плотная облачность, отважились продолжать путь и были вознаграждены потрясающими видами и купанием в ледяной воде высокогорных Иммеретинских озер. У Андрея и Жени дома остались дети 2 и 5 лет, уверен – тоже будущие путешественники.
Родители впервые сводили меня в горный поход по местам боевой славы в 5-летнем возрасте в 1982 г. А в 1997 г состоялось моё первое руководство – 3-дневное путешествие на г.Богдо. В мае 2004 г. сходил с друзьями кольцевой маршрут по Архызу. В этом году принял решение заняться туризмом профессионально, составил походный график на весь теплый период. Запланировал и простые маршруты по уже знакомым местам и исследования новых мест.
Мне нравится водить в горы: люди подбираются удивительные, интересные. Нравится общаться, наблюдать, как под нагрузками они избавляются от ненужных здесь социальных оболочек, как начинают чувствовать и понимать все так же, как и ты. Это сближает по духу, формируется общее философское понимание жизни и своего места в ней.
Нам повезло стать командой. Мы вовремя вставали, быстро завтракали, быстро собирались. Шли не легко, но мы были готовы к трудностям и достигали того, к чему стремились.
Природа старалась для нас, открывая нам прекрасные картины. Посылала нам ветер, дождь и град, которые усиливали ощущение нашей изоляции от городской суеты и социальных виртуальностей.
Нас ждали удивительные встречи. Однажды, спускаясь с перевала Мылгвал, мы почувствовали приближение мощного ледяного фронта, быстренько поставили 2 местную палатку на берегу озера и укрылись в ней на обед вшестером. И тут началось. Потоки воды сменялись потоками града. (Этот год в целом выдался холодным для хр.Абишира-Ахуба ). В палатке было тесновато и я поставил горелку на улице. Вдруг вижу, как через полосы осадков к нашей палатке подходит Дедок с двумя внучатами. Мокрые, одеты по-простецки, старые абалаковские рюкзаки даже толком не закрыты от дождя. У детей (девочке где-то 7, мальчику – 9 лет) под носом текут сопли. Идут с Турьего озера под непогодой. От нашего предложения укрыться в палатке отказались. Мол, «скучно в палатке прятаться. Мокро, холодно, конечно, но они сельские, привыкшие. А здесь вон – стихия!» Сказали и пошли дальше – на следующий перевал. Ну и мы тоже немного пристыдились. Пообедали, дождик ушел, сменился на морось. Собрались и потопали сквозь пелену облаков дальше.
Спустя неделю мы шли на Загеданское плато к одноименным озерам. И вновь выше коша над верхней долиной Загеданки были вынуждены укрываться от ливня в палатке. (В этом походе нам везло с щедростью облаков как никогда).
Мы пообедали. Дождик закончился и мы приготовились идти дальше. Вышли на тропу и заметили, как сверху к нам навстречу спускается женская группа из трех человек. Ни спортсменки, ни девушки, — а настоящие дамы. Обворожительные энергичные подруги-пенсионерки, любящие горы. Не боящиеся ходить без мужчин по глухим далям, забираться на высоты, выбирать еще нехоженые тропы. Конечно, мы разговорились.
Встреченные женщины освещали нас своим радостным сиянием, отвагой и готовностью к любым естественным испытаниям. После такой встречи приходит осознание, насколько ты все-таки еще слаб привязанностью сознания к комфортной дреме, когда тебе сухо, тепло, сытно и вся поступающая извне информация укладывается в нормативы твоего узкого миропредставления. (Как в стихотворении Андрея Усачева – «в шкатулочке сидим и на большой волшебный мир сквозь щелочку глядим).
Страшно нам выглянуть за пределы коробочки , «бр-р-р». А туристки идут и сияют. Рассказали нам, как лучше подняться наверх. И мы расстались.
Подъем, надо признаться, оказался не так прост. Как здесь прошли наши знакомые, которым «летов поболе», чем нам будет? Мы долго карабкались по крутому склону на широкий гребень, за которым открылось плато. Вершины горели закатным светом.
Хотелось созерцать волшебство момента. Но мозг уперто твердил: «Ищи место под лагерь, ищи воду или хотя бы снег, ставь палатку». Сбегал быстро на гребень-перемычку — стало ясно, что до озер уже не успеваем дойти по свету, надо ставить лагерь на плато. Сделал фотографию последней светописи уходящего дня и вниз.
Утром мы сходили на озера, Вероника искупалась почти в каждом, несмотря на прохладу воздуха и ледяную воду. Настоящая амазонка.
На спуске по р.Загеданка долго искали удачное место под лагерь, чтобы и на полянке, и в окружении леса, и рядом с рекой. Немного не доходя до п.Загедан, вновь повстречали наших знакомых дам. У них уже и палатка стояла, и костер пылал. Они любезно пригласили нас встать рядом. Мы с радостью приняли предложение.
Вечер выдался свежим, мы жались к костру. Было много интересных рассказов. Женщины оказались настоящими путешественниками из Горячего ключа – при каждой возможности сбегали в горы. Мы поделились своими планами подняться на Иммеретинские озера. Утром дамы помогли нам заброситься на заранее нанятом ими «козлике» до Пхии и напоследок еще подарили Жене пуховку, чтобы она не мерзла по вечерам.
Каждый год на семинарных занятиях по горной школе у нас разгорается полемика, что такое «есть быть» туризм: спорт или удачный вариант получить максимум острых эмоций за короткий отпуск, или клуб общения сродных по духу людей, или средство эстетического обогащения. А может — инструмент осознания искусственности реальностей, созданных человеческим обществом.
В этом походе нам открылась еще одна грань: «Туризм – это целая культурная среда, где высоко ценятся простые, всем известные и понятные моральные ценности, где каждый человек другому — брат. Готов поделиться всем, чем богат, и считать это действие благом для себя». Таким я воспринимал туризм в далеком детстве и таким я его вновь и вновь нахожу каждый год на маршрутах. В туризме эмпатия (сопереживание, взаимопонимание, взаимопомощь) — это наивысшая ценность. От того, наверное, и песни туристские простые и душевные. (Простые, хотя драматургия их построена не на несчастной любви, не на предательстве, а на несоответствии существующей реальности естественным истинам.) И дружба среди туристов, действительно, крепкая.
Поход удался на славу: мы прошли 27 озер, совершенно непохожих друг на друга. Мы перешли 18 простых и непростых перевалов.
Мы набирали воду из хрустальных ручейков и топили для готовки снег.
Мы видели фантастические картины природы. Мы поднимались на крутые гребни и стояли на самом краю скального обрыва над глубокими ущельями и широкими долинами.
Мы созерцали космос Кавказа и растворялись в мягких тонах заката. Нам есть, что вспомнить и о чем рассказать. Наше сознание обновилось, наша жизнь обрела новый смысл.