Тур де Волынь, май 2017.


Никогда прежде не водил в походы большие группы.  Упущение, подумал я, и решил провести в мае 2017 Тур де Волынь. Это шестидневный велопоход, преимущественно по Волынскому бездорожью.

Мне очень нравится Волынь. Это самобытный, красивый край.  Тут все еще есть леса, живые, труднопроходимые, интересные. Много болот, рек, озер.

Природа Волыни образована ледником, который остановился как раз в этих краях, и растаял, оставив после себя заполненные водой карстовые пустоты и песок. Со временем вырос лес, образовались озера, потекли реки, появилась рыба, птицы, животные. Богатейший край!

И, как обычно бывает, люди принялись его уничтожать. Лес начали рубить на экспорт еще в XV веке. Охота в этих лесах – любимое развлечение польской и литовской шляхты. Да и местные не отставали. Причем, чтобы представить масштаб, отмечу, что за один день охоты компания мажоров того времени могла уложить сотню-другую птиц, несколько десятков кабанов и т.д. 

Вот как раз фото начала прошлого века. Нам его показал егерь Черемского заповедника. На нем шановне панство позирует с застреленными волками.

Первая и Вторая мировые войны тоже не пощадили Волынь. В ПМВ тут проходил Брусиловский прорыв. Народу погибло – тьма! Потом операция «Ковельская мясорубка», далее битва за Ковель во Вторую Мировую. Короче, развлекались, как могли.  И на память об этом увеселении, остались в лесах окопы, блиндажи, снаряды, кости и прочие весьма привлекательные для черных археологов артефакты.

После войн многие городки и села опустели. Кто-то сам уходил, кто-то не вернулся. А иногда людей принудительно переселяли. Так произошло с несколькими селами на северо-востоке от Ковеля. После Второй Мировой там организовали Повурский полигон для бомбометания. Очень популярный полигон, на него прилетали облегчаться даже бомбардировщики из ГДР. Сейчас уже все стихло, учения проходят едва ли раз в год. Но в прежние годы стреляли очень часто. Местные жители настолько привыкли к канонаде, что от грохота и дребезжания стекол даже не просыпались.

Но, нет лиха без добра. Волыняне быстро научились извлекать выгоду из опасного соседства. Сбор металла после авианалетов оказался хоть и рисковым делом, но неплохим подспорьем для местных хозяйств. Без жертв не обходится, конечно. Даже сейчас собирают неразорвавшиеся снаряды, которые детонируют в самый неожиданный момент. Например, когда дети бьют по нему молотками.

Еще один трофей, требующий особой лихости для его добычи – это парашюты. На них спускали осветительные снаряды для подсветки мишеней. И, едва ли не под обстрелом, удальцы на мотоциклах их собирали. А что? Ведь стропы и парашютный шелк всегда пригодятся в хозяйстве.

Полигон этот, как бы охраняется. Везде стоят знаки, что проезд запрещен, а сразу за знаком часто стоит беседка, оборудованная для отдыха. И все прекрасно понимают, что вообще-то нельзя, но если очень хочется, то можно.

Дороги, пересекающие лес и полигон, даже есть на карте. Хотя назвать дорогами их сложно. Скорее это проезженные направления. Песок, много песка, иногда много песка под водой. 

Ехать по этим дорогам ох как не просто, и Петр, утомившись, прилег отдохнуть.

А вокруг – сосны, березы, кустарники, болота и тишина. Это прекрасно, я считаю!

Как раз через этот лес  нам предстояло ехать первые два дня нашего пути. А дальше на Восток, на самое большое болото в Украине… Но, обо всем по порядку.

 

Нас собралось одиннадцать человек из Харькова, Киева, Львова и Ковеля. И 30 апреля сборная велотуристов Украины стартовала от ЖД вокзала в городе Ковель.

Завтракали в Нечимном. Это место о котором идет речь в произведении «Лісова пісня» Лесі Українки. Место красивое, ухоженное с крытыми беседками.

 

Отсюда и начались наши приключения. 


На дороге резвятся кони. Хозяев не видно.

 

 

Встретили свадьбу, боялись, что придется много пить, но молодожены вели себя странно. Кланялись и улыбались, но молча, словно ждали чего-то. Ну, за нами не заржавеет – пожелали им всего хорошего, ну и чтобы в первый и последний раз, да и поехали дальше.

 

Пришлось ехать по трассе. Объездных путей нет. 

Но,мы пока все свежи, полны сил и рады первому походному дню.

Я вообще в объезд поехал. Чтобы грязь не месить.

Маша пока еще улыбается.

Девки нашли тритона. Сделали фотографию и отпустили. Теперь, как в «Простоквашино» надо бы его найти и отдать фото

На территорию полигона мы заехали, но не все так просто. 28 числа были бомбометания, о чем подробно написал Сергей Палько в своем рассказе о байдарочном сплаве по Стоходу

 

К нам подходили патрули, выясняя кто мы, куда мы и не находили ли мы случайно бомбу. Такую, авиационную. Мы не находили. А если поискать?

А тем временем тучи сгущались. Ветер усиливался, пошел дождь.

Засели в беседке на Повурском озере, перекусили, поиграли с местным щенком. 

Наташа запускала облака из электронной сигареты.

Богдан полез на проржавевшую вышку. Остальные не рискнули.

 

Дождь прекратился, мы поехали, и через пару минут он припустил снова, постепенно набирая обороты и, наконец, ударил в полную силу.

Мы крутили, как могли, торопясь поскорее добраться до стоянки у Красных мостов.

Мосты Красные не потому, что их покрасили в красное. Все наоборот.

 Это три моста через Стоход. Отреставрированные и покрашенные, с несколькими беседками и кемпингом рядышком.

Стоход в этом месте – это больше километра плавней, заводей, островков, камышей и каналов.

Спасибо парням, велоактивистам из Ковеля, которые знали дорогу до Красных мостов, и знали, что там есть кемпинг!

Несмотря на хулиганские физиономии, они душевные и приятные люди.

Бесплатных кемпингов на Волыни очень много. Мы их видели, наверное, каждый день, а вот останавливались дважды.

Помимо самого кемпинга нас еще ждал приятный сюрприз в виде разведенного костра и горячего чая от компании байдарочников. За это им огромное спасибо!

 

Они мне очень напомнили рассказ Джером-К-Джерома «Трое в лодке не считая собаки». Хотя совпадение весьма сомнительно. Эта компания, как минимум, отлично готовила!

Мы, к слову, тоже не дураки, вкусно поесть. Но готовить подолгу нам лень, да и возить много не фанаты. Уже который год мы сушим продукты в походы. И всегда очень довольны.

Этот поход не стал исключением, пришлось только брать поправку на ветер. Нас ведь, одиннадцать человек. Всем нужно распределить груз поровну, отмерить порции на каждый раз. Подробностей я уже не помню, но вот отчетливо запомнил, что на одно приготовление еды у нас уходило 176 грамм сушеного мяса. Ни меньше, ни больше. Меряла моя Лена, а это гарантия качества. Кто с ней хорошо знаком, тот поймет.

Лена расфасовала на каждый прием пищи пакетики с сушеными продуктами: морковь, лук, грибы, буряк, мясо. И вела список у кого, что лежит, и кто, что уже отдал. Я вот четко запомнил, что пану Константину выдали 2518 грамм общественных продуктов.

 

И вот, утром второго дня, заступив на дежурство, девушка Аня, в шапке фаната «ДахаБраха», высыпает содержимое пакетиков в котел.

Получалось очень вкусно и исчезало быстро. 

Вадим на камеру даже внимания не обратил, но Марина делает вид, что не голодна и клюет как птичка. Приличная девушка, прямо по заветам Мамми из романа «Унесенные ветром».

 

Ранним утром над Стоходом стелется туман.

Красота. Только холодно, …

Часам к семи утра я вспомнил о велокомпьютере и о том, что там есть термометр. +2 градуса, сообщил он мне. Ну, не минус и на том спасибо!

С погодой нам скорее повезло, чем нет. Во-первых, мы протестировали наши сумки на предмет водонепроницаемости. Во-вторых, песчаные дороги были мокрые, и мы больше ехали, чем шли.

Сумки, кстати не пропустили ни капли влаги. И мы теперь уверены на все сто, в том, что предлагаем клиентам!

 

Ехать по лесу интересно. Есть что посмотреть по сторонам и дорога тоже скучать не дает.

Свернули в сторону Стохода, на болото. Красота!

 

 

И снова через заросли выезжаем на дорогу

 

Когда-то на этом месте было село Смоляры, а сейчас на берегу Стохода стоит хижина для рыбаков и охотников. 

Небольшой пирс для лодок

И совсем рядом, на опушке леса, свежий крест на могиле австрийского солдата.

На полигон ехать не хотелось, но нужный поворот мы пропустили. Пришлось ехать по песчаной дороге, мимо расстрелянных мишеней. Встретили мужика на мотоцикле, в обычной одежде. Он нас пугал лишением свободы, если поймают, за то, что мы, гражданские, ходим по полигону. И да, он важная персона, ему можно тут находиться. Потом смягчился, выяснив, что среди нас есть местные, помог с ориентирами и посоветовал валить поскорее. Мы задерживаться и не планировали.

Поехали на Восток, по просеке, вдоль остатков линии укреплений Первой мировой войны. Валы еще четко видны. Можно представить какими огромными они были сто лет тому назад

Держим путь в урочище Хатки

Ехать не далеко. Еще немного, за поворотом дороги будет поворот, а потом… Всем ведь знакомо? 

Согласно местным поверьям урочище Хатки нечистое место. И зверья там много, и ведут они себя странно. И ночевать в урочище не к добру...

Место действительно жутенькое. Упавшие деревья со сгнившими корнями, следы пожарища. Под ногами жижа, трясина. 

Озеро в урочище небольшое, едва ли сто метров в самом широком месте.

Но прямо у берега глубина в два человеческих роста, а дальше начинается илистое дно. И как глубоко оно уходит, не ясно.

На самом деле озеро намного шире и основная его часть находится под землей. Отсюда и топь вокруг. Каждый год оно становится шире, подмывает деревья и превращает лес в трясину.

 

Довольные увиденным, мы устремились к обеду. Но не тут-то было. Дорога стала уж чересчур затейливая. Постоянные ямы, ухабы, лужи. На голодный желудок пошло тяжело.

 

 

 

Видим мост перед Стобыхвой, значит, мы вышли из леса! 

Наконец-то привал!

Разморенные после еды, мы покатились в Стобыхву.

Для простого туриста Стобыхва примечательна, пожалуй, только холмом. Холмов на Волыни очень мало, а тут есть. Удивительно!

Но, если залезть в Интернет, можно узнать, что Стобыхва еще в начале 20 века была городом Макдебургского права. Работал литейный цех, отправляя в Варшаву столовые приборы. Кузницы, школа, монастырь, население три с лишним тысячи человек. Центр цивилизации по тем временам. А сегодня осталось только несколько дворов с населением едва ли больше пятидесяти человек. Вот так жестоко обошлась История с этим местом.

Крест на монастырском холме.

Кресты-фигуры отдельная интересная тема для изучения. С их помощью Волыняне отгоняли злых духов от своих сел, устанавливая их на перекрестках. Еще кресты служили оберегами для ушедших на войну, и многое другое, в чем я хочу разобраться.

На кресте в Стобыхве символически изображены орудия труда жителей, остались еще старые иконы и подвязаны свежие яркие ленты.

Недалеко от креста старая, покосившаяся могила

Дальше дорога вела к селам Великий Обзір та Малий Обзір.  После лесных дорог укатанная грунтовка кажется автобаном. 

Какой автобан, такие и авто. Тут редко можно встретить машину. Обычный транспорт – это лошади, запряженные в телеги.

Коняки ухоженные, сытые!

Дядька нам посоветовал, где встать на ночь. Возле моста через Стоход, между Великим та Малим Обзіром есть кемпинг.

Там оказалось очень сыро. И часть группы уехала на разведку. Остальные отдыхали.

Пригодное для ночлега место, Петр нашел неподалеку, на каком-то валу, на берегу Стохода.

Стоянка хорошая, живописная, палатки удобно разместились. Только очень холодно, …

Лагерный быт создает уют. Появляется ощущение, что ты дома.

У костра сушатся вещи.

Саша загадывает загадку

Дым выбирает жертву и преследует ее весь вечер. Романтика

На третий день выбрались на асфальт.

Кому как, но лично мне, больше нравилось ездить по лесу…

Едем не спеша, глазеем по сторонам. Женсовет замыкает колонну.

Маша с Петром нашли, где добыть воду.

Мы тоже заправились.

Нас провели во двор, там все чисто и аккуратно.

Во внутреннем дворе стоит печка. Наверное, чтобы летом готовить

 

 

И снова катимся по дороге по направлению на Лишнівку. 

Домики красивые, почти все деревянные, старые. Но свежевыкрашенные, беленые или пропитанные олифой.

Аисты практически на каждом столбе

Наша цель – Черемське болото.

Это самое большое болото в Украине. Находится на территории заповедника. И, как выяснилось, о своем приезде нужно предупредить заранее. Чтобы не пересекаться с какими-то делегациями или плановыми работами.

На фото есть номер телефона, по которому нужно позвонить.

Мы в этот раз о себе не предупреждали, но нас все равно пустили.

Заповедник огромный! Влево и вправо от главной дороги уходят дорожки поменьше. То тут, то там видны следы животных. Красота!!!

Изумлению егеря не было предела, когда мы честно признались, что не заметили лосиный след где-то возле этих беседок.

Директор и работники заповедника рассказали нам пару интересных историй из прошлого. Далекого и очень далекого.

И подарили нам книги о заповеднике! 

Один экземпляр уехал в Киев, в библиотеку Ассоциации Велосипедистов Киева. А один остался у нас. Мы его сканируем и выложим в сеть.

В заповеднике добывают мед с помощью бортей. Это такая здоровая штука на дереве, где живут пчелы

Работники говорят, что мед из бортей – стратегический продукт.

Перед болотом есть вышка для наблюдения за птицами. 

Деревья вокруг подросли и обзор с вышки не большой.

В самом центре болота скрывается небольшое озеро. К нему заботливо настелена дорожка.

Пообедали в беседке с видом на болото и двинули в направление озера Червище.

Дорога через лес одна – песчаная просека. Чапали долго. Но лес вокруг – сказочный!

Моему удивлению не было предела, когда на этой просеке, в самом буквальном смысле посреди леса, я увидел дом, открытый для всех желающих. 

Внутри печь, лавки.

Отличное место для ночевок в холодное время года!

А пока, вперед!

Собственно до места стоянки пришлось идти по затопленным дорогам. И я в очередной раз порадовался резиновым сапогам и подумал, что все-таки водонепроницаемые сумки – это очень круто!

Мои старые сумки промокли. В то время, как Лена спокойно форсировала любые броды.

Стояли на берегу. Сухого места очень мало. Буквально за палатками начинаются топи.

А вода в озере прозрачная и холоднющая!

 

Утро четвертого дня началось с прогулки по затопленым берегам озера.

 

Примерно через пять километров лес закончился, и мы выехали на грунтовую дорогу.

Начались села.

В селе Вол к нам подъехал местный дядька. Его очень заинтересовали наши маневры.

Мы объяснили, как могли, кто мы, куда и зачем едем. Владимир, так его зовут, восхищался смелостью и выносливостью наших дам.

На этой ноте и закончились наши бездорожные путешествия и начались дорожные.

После обеда в Любышове продолжили движение на Север, к белорусской границе.

С прошлого года я запомнил, как много птиц было возле озера Любязь, и какой красивый вид открывался с моста через Припять

Фото не передают всей красоты вида, не передают эмоций, от созерцания открывшейся нам картины. Стаи птиц перелетают с места на место, кричат, каждая по-своему. Вдали ржут кони. Воздух сладкий, влажный. Кажется, что им можно напиться.

 

Вдоль границы с Беларусью, на участке от села Шлапань до села Невир дорога практически идеальная. Скорость передвижения нашего отряда существенно возросла. 

Часам к четырем вечера полил дождь.

Чтобы не мокнуть, решили остановиться в кемпинге. Беседки, вода, сухие дрова, вода. Сказка.

Места для костров тоже оборудованы

И, как всегда, все собираются поближе к теплу. 

Наташа травит байки. Всем хорошо.

Дождь то прекращался, то припускал по новой. Так продолжалось до середины ночи.

 

Пятый день день ехали по асфальтированной дороге.

Рассматривали села и местных жителей. Они рассматривали нас. Все довольны.

 

На залитых Припятью лугах резвились молодые кони.

Услышав, как ржет Богдан они бежали через весь луг, чтобы посмотреть, кто издает эти страшные звуки!

Погода наконец-то нас баловала. Тепло, солнечно.

К вечеру приехали на озеро Волове око.

Балдеж! 

К ночи дождь-таки пошел, но нам уже было все равно. Нашли крытую беседку и ужинали там.

 

Утро шестого дня было ясное и теплое!

До Ковеля оставалось где-то 30 км.

Асфальт хороший, едем не напрягаясь

 

За шесть дней мы проехали немногим более 300 км.

GPSies - Тур де Волынь, май 2017Мне очень понравился этот поход. Насыщенный событиями и незаезженными достопримечательностями.

 

На Волыни можно найти дикую природу, понаблюдать за птицами, проехать по настоящему лесу. Тут все еще живы поверья. По сей день, на окнах ставят соль для домового, а на дверях хлева со скотом наводят кресты мелом от молочных ведьм.

И чтобы понять, почему суеверия сохранились, нужно самому попасть в эти глухие места, походить по болотам, увидеть погибшие в топях деревья...

Read Full Article