Девушка в красном бикини

В 1970-е годы Советский Союз покинуло много знаменитых артистов, музыкантов и спортсменов, чей талант и выдающиеся способности помогли им остаться в новой стране и продолжить карьеру. Этой же юной украинской красотке нечего было предъявить миру, кроме своих достоинств в красном бикини.

Поздним вечером 14 января 1979 года, когда на круизном лайнере «Леонид Собинов», находившемся в порту Сиднея, вечеринка была в самом разгаре, Лиля оставила шумную толпу. Сейчас или никогда! Девушка направилась в каюту, сбросила с себя форму обслуживающего персонала, надела красный купальник и выскользнула в иллюминатор. Уклоняясь от света прожекторов, норовивших выдать беглянку, она поплыла к чужеземному берегу. Через сорок минут, не попавшись ни одной злобной акуле, она выкарабкалась на берег в пригороде Сиднея Пирмонте. Первому встреченному человеку она рассказала, что сбежала с советского теплохода и просит убежища в Австралии. В считаные дни Лиля стала главной сенсацией на континенте! Red Bikini Girl — «девушка в красном купальнике» — попала в заголовки мировой прессы. И в список лиц, разыскиваемых КГБ!

Сотрудникам советского консульства добраться до девушки не удалось: журналисты газеты «Дейли миррор» спрятали ее в секретном месте в обмен на эксклюзивное интервью и серию снимков. И в то время как сотни нелегалов из Азии, приплывавших в Австралию на лодках, попадали под арест, Лилиан (так ее стали называть на английский манер) позировала фотографам в бикини на пляже. Правительство Австралии попало в затруднительное положение. С одной стороны, у них было более 150 тысяч заявок на миграцию от бежавших из неспокойной Азии. В половине случаев даже те, у кого в Австралии в этнических сообществах уже жили родственники, получили отказ. С другой стороны, в обществе было сформировано мнение, что каждому покинувшему Советский Союз и попросившему убежище нужно его предоставить, поскольку, если вернуть человека обратно, с ним в Стране Советов сотворят нечто ужасное.

Девушка надеялась обрести свободу в новой стране, подальше от лжи и пропаганды, и, несмотря на то что не смогла внятно объяснить, в чем заключались преследования на ее родине, статус политического беженца ей предоставили. Оппозиция злорадствовала и критиковала министра по делам иммиграции и этническим вопросам Майкла Маккеллара: мол, получит ли человек статус беженца, теперь зависит от того, как он смотрится в бикини!

На новой родине Лилиан не растерялась. Появилась на обложке первого выпуска австралийского журнала «Пентхаус» с заголовком «Девушка в красном бикини — без бикини», поступила в школу моделей, работала диджеем, снималась в сериалах и вышла замуж за австралийского миллионера.

Два дня в океане 

В 15 лет Станислав Курилов убежал из родного Семипалатинска в Ленинград. Он хотел стать юнгой на корабле — так ведь поступали герои его любимых книг.

Книги книгами, а в реальности у него не было визы, ленинградской прописки и он был несовершеннолетним. На корабль не попал, зато впервые увидел море! Он не сомневался, что станет капитаном дальнего плавания, но, когда пришло время поступать в институт, в мореходное училище его не взяли из-за развивающейся близорукости. Оставался шанс связать свою жизнь с морем, поступив на факультет океанографии в Ленинградский метеорологический институт.

При факультете была создана группа подводных исследований — как раз для таких мечтателей и искателей приключений, как Курилов. Участники группы, в их числе и Слава, отправлялись на все лето в морские экспедиции к Черному морю. Под руководством Анатолия Майера из учебной группы сложилась профессиональная команда аквалангистов, которая могла бы работать с самим Жак-Ивом Кусто! У группы Майера был договор с легендарным французским исследователем о совместных подводных работах в Тунисе и Монако. Но никто не получил выездных виз. Не дали виз и для совместной с Кусто экспедиции «Южный крест» на атоллы Тихого океана.

Отказы в визе для работы на судах дальнего плавания поступали без объяснений, но однажды Слава получил ответ из ОВИР (отдел виз и регистрации СССР): «Посещение капиталистических стран считаем нецелесообразным». Человека, с детства грезившего морем и дальними плаваниями, заперли в коммунистической стране. Жить на этой Земле и не увидеть далеких островов и океанов казалось для него невыносимым.

В моей душе, как в океане, Надежд разбитых груз лежит

8 декабря 1974 года Курилов оказался на борту лайнера «Советский Союз», совершавшего круиз из Владивостока к экватору без захода в иностранные порты. Весь маршрут держался в секрете, но на третий день путешествия в одном из залов будущий беглец увидел карту с курсом движения судна и датами. Изучив маршрут, он понял, что сможет совершить побег, когда судно будет проходить в районе филиппинского острова Сиаргао. 13-го числа в назначенное время — восемь часов вечера — он прыгнул в штормовой океан со смутной надеждой отыскать свой затерянный остров. Вода оказалось теплой, но волны — огромными. Ни звезд, ни огней, лайнер исчез.

Бесстрашный беглец проведет в океане более двух суток и проплывет сто километров, то теряя, то находя ориентиры. Разум его будет отключаться, вокруг будут мерещиться старинные корабли, морские чудовища, гигантские скаты и акулы. Он будет мечтать о чудесном спасении дельфином и встретит невероятной красоты филиппинские закаты в океане, до которых, впрочем, полуживому Курилову дела не будет. На третий день он обретет свой исчезнувший тропический остров.

Когда стало известно о побеге, Курилова заочно осудили за измену Родине на 10 лет лишения свободы, но Филиппины дружественной страной Советскому Союзу не были и депортировали беглеца по его же просьбе в Канаду. Он побывал на Гавайских островах, работал в Арктике, проводил исследования в экваториальных водах. Затем перебрался в Израиль и стал сотрудником Хайфского океанографического института.