Был раньше такой творческий принцип: «Утром — в газете, вечером — в куплете», означавший быстроту реакции на то или иное событие. Но газета и куплет — вещи сиюминутные и живущие не очень долго. В отличие, скажем, от музейных экспозиций. И музеи иногда реагируют на те или иные события в жизни города, страны или общества в целом как... с чем бы сравнить? Ну, скажем, как змеи на лекарства. То есть очень и очень медленно.


Но бывает, к счастью, и совсем наоборот. Московское центральное кольцо (МЦК), оно же в недавнем прошлом — Московская окружная железная дорога (МОЖД) открылось для пассажиров менее полугода назад. И не все старые москвичи, образно говоря, ещё успели проехать её в полном объёме. Как говаривал классик — с чувством, с толком, с расстановкой. В режиме экскурсии, по-научному говоря.


...А вот Музей Москвы уже успел открыть посвящённую ей выставку! Вот уж воистину - «вечером в куплете». Так что же в куплете? Прежде всего, как водится, история — МОЖД в последние лет этак семьдесят своей истории была, очень мягко говоря, отнюдь не на слуху.


...Дело же было так. К концу позапрошлого века вся Москва, без преувелчения, стонала не только от «понаехавших» (не из национальных республик — из ближних и дальних деревень), но и от тоннажа проходивших чрез неё грузов. К началу ХХ века грузооборот столицы составлял около миллиарда пудов в год. И как с ним должны были справляться не только порядком обмелевшая Москва-река, но и бессловесные лошадки — они же, уважительно, гужевой транспорт? Да никак — в Москве, в отличие от Питера, не было Невы и разветвлённой сети рек и каналов.


Оставалась железная дорога. Государь-император наказал сделать дорогу, достойную Первопрестольной. И ведь сделали! Осуществление проекта инженера Рачевского началось в 1903-м, завершилось в 1908-м. Опыт строительства Транссиба сказывался. Всё — по первому разряду. Более трёх десятков станций — отсчёт шёл он «первенца» русских железнодорожных перевозок, Николаевской железной дороги. 54 километра двухпутного пути — первоначально предполагался четырёхпутный, но, как водится, не достало деньжат. Станции в стиле русского модерна — сегодня, увы, сохранились далеко не все. Строительство подкрепили двумя изданиями путеводителя по новой «железке».


В 1908-м же году новинку передали всё той же Николаевской железной дороге. Каковая, однако, чисто по-русски возжелала нажиться на пассажирах, установив за проезд подчас вдвое и втрое большую цену, нежели предполагал Рашевский. Потом тарифы снизили, но увы. Москвичи, как говорится, проголосовали ногами — перевозки сократились до минимума. Дело было, конечно, не только в злопамятности — просто те районы, которые связывала между собой новая дорога, были в ту пору весьма мало населёнными...


Пассажирские перевозки на МОЖД кое-как продержались до начла 1930-х. После чего та поступила в полное распоряжение грузоперевозчиков. И не то, чтобы о ней совсем забыли. Под нараставший шум пассажиропотока в метро и в пригородных электричках писались письма. Составлялись воззвания. Кое-что делалось реально. Как до недавних пор никому не ведомые лестницы на построенной в начале 60- станции метро «Ленинский проспект». Переход на единственную подземную станцию МЦК - «Площадь Гагарина» - планировался, между прочим, ещё тогда!


Но — не выгорело. Все прошения неизменно встречали в советские времена один ответ: пассажирские перевозки невозможны, дорога слишком занята перевозками стратегических грузов. Вы что, против?! И, говоря старомосковским словом, проканителились до второго десятилетия XXI века. До тех пор — очень показательная семантика! - «окружная дорога» не превратилась в «центральное кольцо». И в итоге выяснилось, что при наличии — опять модное словечко! - политической воли можно и электрифицировать столетнюю магистраль, и третий, грузовой путь проложить...


И «в куплете» оказались прежде всего чертежи станций. Уникальные экземпляры путеводителей, в том числе сытинского. Дорожные предметы, одежда, аксессуары, путевые фонари... Уникальна и непрерывная, идущая на экране съёмка пути из лобовых окон тепловоза — датирована она 1990-ми годами — ещё нет звукоизолирующих щитов, платформ, переходов... Словом, чистый антиквариат!


Принципиально нет на выставке одного — фотографий. Понятно, что это дело будущего. Снимать из окна поезда нынче модно, да есть на сегодняшней МЦК что снимать — от чисто открыточных видов в районе Лужников и Лосиного острова (дивно хорош, например, ансамбль станции Белокаменная!) до пейзажей в духе Пиранези в районах порушенных ЗИЛа и «Серпа и молота». Понятно, что застроятся они очень быстро, так что надобно спешить. И фотовыставки о МОЖД-МЦК ещё впереди.


А сегодня архивистов и историков поддержали художники, поделившиеся с посетителями своими впечатлениями от поездок по МЦК. Обнаруживая не только художественное мастерство и творческую интуицию, но и немалоя чувство юмора — что, как минимум, немало при создании музейных экспозиций. Именно таков непрерывно бегающий по замкнутому кольцу , поднятому наж экспозицией, игрушечный паровозик с единственным вагончиком. Perpetuum mobile как эпиграф к выставке и будущей судьбе очередного — какого там по счёту, просто сбиться со счёта можно! — московского кольца.


А презентация нового путеводителя по МЦК пройдёт в рамках выставки уже в январе...


Георгий Осипов