В Музее А. С. Пушкина на Пречистенке прошла презентация очередной книги из выпускаемой издательским домом Руденцовых серии «Архитектурное наследие России». Восьмая по счёту книга посвящена известному московскому зодчему Роману Ивановичу Клейну. Рискну предположить, что это — событие не только для издательского и архитектурного мира, но и для туризма.


…Странна и подчас неисповедима судьба зодчего. С одной стороны, в первую очередь именно они формируют лицо большого и маленького города, возводя то, что на языке профессионалов туризма называется объектами показа, и вообще в творческом мире архитекторский «цех» - один из самых уважаемых. С другой...


Много ли вы знаете в крупных городах улиц, названных именами зодчих, много ли им воздвигнуто памятников. Москва и Петербург тут составляют определённое исключение — особенно в последние годы. На берегах Невы недавно открыт памятник Василию Стасову, в Москве — памятник Баженову и Казакову, нынешней весной на карте Москвы появились Аллея Архитектора Шехтеля и Аллея Архитектора Клейна — того самого, которому посвящена новая книга. А вот на периферии дело обстоит похуже. Как почтили, к примеру, память Ивана Гагина, Петра Фурсова, Степана Воротилова соответственно Касимов, Галич, Нерехта и Кострома — без построенных по их проектам сооружений облик этих городов просто немыслим? Нет ответа.


А книги? Из полутора тысяч выпусков легендарной серии ЖЗЛ архитекторам посвящён едва один десяток. Хотя биографии, к примеру, Василия Баженова, Льва Кекушева, Антонио Гауди — и не только их! -полны загадок и больше похожи на романы.


Были, правда — довольно давно! - и исключения. Как петербургская серия очень недорогих книг «Зодчие нашего города». Говоря практически, каждая книга была готовым архитектурно-туристическим маршрутом по городу. В Москве ничего подобного не было — хотя серия «Биография московского дома» также памятна ещё многим.


А потом исчезли гиганты советского книгоиздания — такие, как издательство «Искусство». И почти исчезли — как класс — чисто архитектурные маршруты, даже по крупным городам. По местам жительства и творчества великих поэтов, художников, музыкантов — сколько угодно! А вот арзитекторы...


Дело начал, как водится, исправлять частный бизнес. Выпускаемая издательством Руденцовых серия «Архитектурное наследие России» (вышло восемь книг, готовится ещё две — обе посвящены Константину Тону). Если совсем коротко, то эти обстоятельные, написанные профессионалами и отлично иллюстрированные книши большого формата — великолепный «банк даных» по творчеству (и жизни) того или иного зодчего. Обратим особое внимание на то, что большая часть книг посвящена архитекторам второй половины XIX века.

Сергею Устиновичу Соловьёву (не путать с историком!). Николаю Султанову. Отцу и сыну Быковским. Льву Кекушеву. Фёдору Шехтелю. Константину Тону.


То есть той поры, когда — согласно мнению очень многих недавних «специалистов» архитектура переживала период жестокого упадка, если не исчезла вообще. «Эклектика» - это ещё из самых мягких определений. В сталинском СССР слово «тоновщина» было скорее приговором...


Роман Иванович Клейн, выходец из обрусевшей немецкой купеческой семьи, относится к той же плеяде. Романтическими подробностями его биография не богата. Его биография — дома, построенные им, главным образом в Москве. Некоторые построенные им здания знамениты и даже очень знамениты — как здание Музея изящных искусств императора Александра III на Волхонке, он же «цветавевский», он же ныне «пушкинский». Клиника — в классическом же стиле — на Девичьем пле. Самое старое здание ЦУМа — в строгом готическом стиле. Особняк Виноградова в Хлебном переулке. Бородинский мост. Усыпальница Юсуповых в Архангельском. Из иногородних построек наиболее известна часовня Всех Святых — усыпальница текстильных фабрикантов Коншиных - в серпуховском Высоцком монастыре.


И ещё — несколько десятков московских особняков и доходных домов в самой что ни на есть центральной части современной Москвы. Материала — как минимум на полновесную однодневную экскурсию.


Издательству можно поставить в упрёк разве что формат и объём серии — по городским улицам с такими не очень-то погуляешь. Но это, как гвоорится, уже частности — важно то, что издательство — одно из немногих в России — создаёт обстоятельную и очень подробную базу, досье не только для строителей, но и для будущих гидов. Вот будет ли у этих гидов аудитория? Но этот вопрос к компетенции тех, кто издаёт книги уже не относится.