Государственное учреждение образования

«Ð¡Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð¼ÑÐºÐ¸Ð¹  Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¹ центр детско-юношеского туризма»

Республиканский заочный конкурс на лучший туристский поход

Отчет о походе

Слоним, 2017

Государственное учреждение образования

«Ð¡Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð¼ÑÐºÐ¸Ð¹ районный центр детско-юношеского туризма»

                            231797 г. Слоним

                            Ул.Шоссейная. 43

Гродненская область

Республика Беларусь

Тел/факс (01562) 50695

                            Директор:        Ð¦Ð°Ñ€ÑƒÐº С.А.

о спортивном велосипедном походе первой категории сложности по Республике Беларусь по маршруту:

г.Гродно – Августовский канал д.Гожа – д.Озеры – г.Мосты – г.п.Зельва –г.Слоним

совершённом группой туристов-школьников г.Слонима в период с 12 по 19 августа 2017 года.

Маршрутная книжка № 15 – Вл 17

Руководитель группы:    Адасик Вячеслав Вячеславович                                231800, Гродненская обл., г.Слоним

                Ул.Васильковая, д.27

                Тел. (029) 672-39-72

Зам.руководителя группы:    Жидкович Николай Васильевич                                231800, Гродненская обл., г.Слоним

                    Ул. Шоссейная, д.43

                    Тел. (033) 332-01-58

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,

что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут

имеет первую категорию сложности.

Председатель Гродненской обласной МКК ____________ Б.Г.Ольшевский

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Раздел: Справочные сведения о походе

1.2.

Характеристика спортивного похода

4

1.2.1.

Цели и задачи похода

4

1.2.2.

Подробная нитка маршрута, протяженность активной части,

характеристика подъезда и отъезда

5

1.2.3.

Список и фото участников группы

6

1.2.4.

Дополнительные сведения.

8

Характеристика средств передвижения

8

Характеристика специального снаряжения

8

Список группового, личного снаряжения (памятка)

9

Описание ремнабора

10

Описание аптечки

11

Меню похода

14

Смета расходов на проведение похода

15

Список используемой литературы и картографического материала

15

1.3.

Данные об объектах на маршруте

16

1.4.

Итоги похода

16

1.4.1.

Выводы по выполнению туристской группой поставленных целей и задач

16

1.4.2.

Рекомендации группам, желающим повторить данный маршрут

17

II Раздел: Описание технико-тактических действий

группы на маршруте

2.1.

График движения группы

19

2.2.

Характеристика ежедневного перехода

20

2.3.

Картографический материал

2.3.1.

Обзорная карта, рабочая карта, диск и маршрутная книжка находятся в конце отчета

2.5.

Тактико-технический уровень прохождения

37

III Раздел: Дополнительный

3.2.

Напряженность

38

3.2.2.

Тактико-техническое построение маршрута

38

3.3.

Полезность (общественно-полезная работа)

38

3.3.1.

Выполнение заданий различных организаций на маршруте

38

3.3.2.

Охрана природы.

38

3.3.3.

Пропаганда туризма

38

3.4.

Дополнительная информация

39

3.4.2.

Специализированные места ночлега и экскурсионные объекты

39

3.4.3.

Природоохранный кодекс туриста

54

РАЗДЕЛ:

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1.2. Характеристика спортивного похода

1.2.1. Цели и задачи похода

    Группа была сформирована из детей занимающихся велосипедным туризмом. Походу предшествовал годовой курс по программе «Ð’ÐµÐ»Ð¾ÑÐ¸Ð¿ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ð¹ туризм» и являлся своеобразным подведением итогов обучения.

    В походе планировалось:

??разработать многодневный велосипедный туристический маршрут по достопримечательностям Гродненской области.

??ознакомить с новым для большинства участников туристским географическим районом;

??дать физическое и умственное развитие, и способствовать установлению здорового образа жизни;

??способствовать развитию каждого члена группы, как социально активной и сознательной личности;

??научить понимать карты и знакомить с их использованием в различных целях;

??знакомить с природой таким образом, чтобы достигнуть представления о ней, как о месте отдыха и об окружающей среде.

??собрать материал для коллекции «Ð˜ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ с велосипедом» о развитии велосипедного дела на территории Беларуси.

    В краеведческом отношении планировалось ознакомиться с фортами г.Гродно, системой шлюзов Августовского канала, осмотреть церкви, кост?лы, старинные усадьбы по нитке маршрута.

    При разработке маршрута учитывалось время похода, транспортные расходы, освоенность маршрута (наличие картографического материала, географических и технических описаний), заселенность и связанные с этим условия безопасности при прохождении маршрута.

    Во время теоретических и практических занятий ребята освоили и изучили: технику и тактику движения на велосипедах в походе; преодоление препятствий; организацию туристского быта, привалов и ночлегов; доврачебную медицинскую помощь; изучили маршрут и его особенности; оформление маршрутной документации; распределение основных обязанностей в группе; детально рассмотрели перечень личного и группового снаряжения; составление меню и раскладки продуктов, их покупку и расфасовку; комплектацию ремнабора, медаптечки и т.д.

Все участники были ознакомлены с Правилами проведения туристских спортивных походов, Природоохранным кодексом туриста.

1.2.2. Подробная нитка маршрута, протяженность

активной части, характеристика подъезда и отъезда

г.Слоним – г.Гродно – д.Зарочанка – шл.Домбровка – д.Гожа – д.Озеры – г.Мосты – г.п.Зельва – г.Слоним

    Протяженность активной части – 349 км.

Варианты подъезда и отъезда.

    Подъезд к началу маршрута:

  • Самый дешевый вариант прямым дизелем Слоним-Гродно.

Наш подъезд к началу маршрута:

Дизель Слоним-Гродно. Отправление 9:42, прибытие в Гродно в 13:28.

.

1.2.3. Список и фото участников группы

№

Ф.И.О.

Год рождения

Адрес, телефон

Место работы/ учебы

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Адасик Вячеслав

Вячеславович

1975

Г.Слоним, ул.Васильковая, 27

Тел. +375 29 6723972

ЦДЮТ

1к.с. Р

Руководитель

2

Жидкович Николай Васильевич

1997

г.Слоним

Ул. Шоссейная, д.43

Тел. (033) 332-01-58

ЦДЮТ

ПВД

Зам. руководителя, Завхоз

3

Шостакевич Евгений

2000

г.Слоним

пер.Шосснйный, д.37 кв.2

Тел. (033) 688-61-36

Лицей Слонимского р-на

ПВД

фотограф, штурман

4

Мелешко Алексей

2004

г.Слоним

Ул. Тополевая, д.43-32

Тел. (033) 332-01-58

СШ №3

ПВД

Ремонтник, повар

5

Рапьевец Алексей Васильевич

1985

г.Слоним

Ул. Коссовский тракт, д.84 кв.13

Тел. (044) 545-04-82

Новогрудская епархия

ПВД

Летописец, медик

Адасик Вячеслав

Шостакевич Евгений

Мелешко Алексей

Жидкович Николай

Рапьевец Алексей

1.2.4. Дополнительные сведения

Характеристика средств передвижения.

Ф.И.

Марка велосипеда

Тип

Размер колес

Тип тормозов

Примечание

Адасик Вячеслав

Мерида БигНайн

МТБ, хардтэйл

29

Дисковые, гидравлика

Жидкович Николай Васильевич

Аист Рокки

Дорожно-туристический

26

Ободные, ви-брейк

Шостакевич Евгений

Келлис

МТБ, хардтэйл

27,5

Дисковые, механика

Мелешко Алексей

Мерида Маттс

МТБ, хардтэйл

Ободные, ви-брейк

Рапьевец Алексей Васильевич

Трек

МТБ, хардтэйл

29

Дисковые, гидравлика

Характеристика специального снаряжения.

- палатки: трехместная палатка фирмы «Ð¢ÑƒÑ€Ð»Ð°Ð½», трехместная палатка фирмы «Husky»;

- топор: Fiskars х7 из качественной стали, с пластиковым жестким чехлом, хоть и маленький но удобен в работе;

- лопатка саперная, малая, в чехле;

- групповой тент 4х6 м;

- котлы: овальные, из пищевой нержавеющей стали (Россия);

- набор кострового и кухонного хозяйства

- спальники: двухслойное синтепоновое «Ð¾Ð´ÐµÑÐ»Ð¾» разных фирм;

- коврики: стандартные;

- велосипедные рюкзак-штаны: Турлан Мустанг-70, емкостью ;

- накидки от дождя, костюмы непромокаемые, накидки на рюкзаки

разных производителей

Список группового, личного снаряжения (памятка велотуриста)

Личное снаряжение

Общественное снаряжение

Велосипед

(с багажником)

Одежда для езды:

Маршрутные документы

Велорюкзак

Нательное бельё

Карты района похода

Велочехол

Шорты или велотрусы

Палатки

Кружка, Ложка, Миска, Нож

Велорубаха (отстёгив.рукава)

Тент п\э для велосипедов

Спальник

Велошлем или спорт-шапочка х\б

Топорик

Коврик пенополиуретановый

Носки х\б (белые-летом, темные-зимой)

Котлы 2шт.

Документы, деньги

Велоперчатки

Половник

Фляга для воды 2л. - 2 шт

Кроссовки или велотуфли

Шинковочная доска

Поясная сумочка, рюкзачок

Велоочки (по желанию)

Костровые принадлежности

Фонарик (налобный), спички

Плюс при похолодании и дожде:

Рукавицы костровые

Кульки для упаковки вещей

Штормовка х\б (куртка)

Обеденная клеёнка

Велокомпьютер

Велорубаха теплая

Трос для ведосипедов

Фотоаппарат

Спорт-штаны (трико)

Велоремнабор:

Ветровый костюм

( куртка, брюки )

Хозяйственный набор:

запасная камера-1 шт.

Защитные перчатки х\б

Иголки

Мультитул

Накидка от дождя п\э

Ножницы

монтажные лопатки

Одежда для отдыха:

Наперсток

набор для ремонта камеры

Свитер шерстяной, тонкий

Нитки:суровые, капр., х/б

насос (1 на два вело)

Тёплая рубаха

Шило

Гигиенический набор:

Нательное бельё

Пуговицы

полотенце или носовой платок

Штаны трико х\б или шерсть

Куски плотной ткани на заплатки

мыло , бумага туалетная

Носки х\б и шерстяные

зубная щётка, паста

Спорт-шапочка тёплая

Продукты питания

Личная медаптечка:

Кроссовки (шлёпанцы)

перевязочный пакет

Велоремнабор

пластырь бактерицидный 3 уп.

бинты: стер. 1 уп., не стер.1 уп.

Медицинская аптечка

перекись водорода 1 бут.30гр.

Описание ремнабора

Наименование

Количество

Резина

Запасная камера

– 1 шт, 29 – 1 шт

Часть велопокрышки

Для заплаток на ходовой поверхности покрышек

Монтировки для бортирования

3 шт.

Аптечка для резины (большая)

2 шт.

Материалы

Проволока разная (помягче, пожестче)

3 шт.

Хомуты автомобильные

3 шт.

Изолента

1 шт.

Скотч узкий

1 шт.

Смазка жидкая WD-40

1 шт.

Смазка густая «ÑÐ¾Ð»Ð¸Ð´Ð¾Ð»»

1 шт.

Тряпки для протирки деталей

5 шт.

Болты, гайки, шайбы разные

по 2 шт. каждого размера

Шарикоподшипники в сепараторе 2-3-5-

по 2 шт. каждого размера

Инструменты

Пассатижи

1 шт.

Отвертка + и -

2 шт.

Набор шестигранников

1 шт.

Ключи: на 8, 9, 10, 13, 15

5 шт.

Клюк конусный

1 шт.

Разводной ключ до 32мм

1 шт.

Ключ для натяжки спиц

1 шт.

Надфиль плоский и трехгранный

2 шт.

Выжимка для цепи

1 шт.

Съемник шатунов

1 шт.

Съемник каретки

1 шт.

Съемник кассеты

1 шт.

Запчасти

Комплект тросиков

4 шт.

Тормозные колодки V-break

1 пара

Педали пластиковые

1 пара

Спицы передние, задние

по 5 шт.

Описание аптечки

Медикаменты

Количество

Применение, дозировка, механизм действия

Перевязочный материал

Бинты стерильные

5 шт.

Для перевязок при ранениях, давящих повязок при кровотечениях, растяжениях, вывихах, ссадинах

Бинты нестерильные:

- средние ()

5 шт.

- широкие ()

3 шт.

Вата медицинская

200г

Лейкопластырь

1 шт.

Ножницы

1 шт.

Пластырь бактерицидный

10 шт.

Обеззараживающие средства

Настойка иода 5%

50 мл

Для обработки краев ран, полоскании ротовой полости при ангине (3-4 капли на 100 мл теплой воды)

Раствор бриллиантовой

Зелени

30 мл

Для обработки краев ран

Спирт медицинский 96%

300 мл

Для обработки краев ран

Марганцово-кислый калий в порошке

Бледно-розовый раствор для полоскания слизистой рта и промывания желудка;

розовый – для промывания гнойных ран;

темно-вишневый - для обработки краев ран, ссадин

Пантенол

1 шт

Препарат в аэрозольной упаковке, что очень удобно для обработки ран. Обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, антимикробным действием. Им опрыскивают раневую поверхность.

Сердечно-сосудистые средства

Валидол

20 табл.

Оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему, обладает сосудорасширяющим действием. Применяется при болях в сердце (стенокардия), неврозах, истериях, как противорвотное средство при морской и воздушной болезнях. 1 табл. под язык.

Нитроглицерин

40 табл.

Применяется при сильных болях в сердце, которые не проходят после приема валидола. 1 табл. под язык

Корвалол

30 мл

Применяется при тахикардии (учащенном сердцебиении), повышенной раздражительности, бессоннице, неврозах, болях в сердце. 20 капель в небольшом количестве воды

Кофеин-бензоат натрия

20 табл.

Возбуждает дыхательный и сосудодвигательный центры, усиливает работу сердечной мышцы. Применяется при шоке, слабости сердечной деятельности при отравлениях, при спазмах сосудов головного мозга. По 1 табл. на прием.

Средства при желудочно-кишечных инфекциях

Левомицетин

40 табл.

При дизентерии, пищевых отравлениях, брюшном тифе, туляремии. По 1 табл. 3-6 раз в день во время или после еды.

Бесалол

18 табл.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся болями, спазмами. По 1 табл. 2 раза в день.

Бактисубтил, имодиум в капсулах

40 шт.

При энтероколите (поносах), пищевых отравлениях. По 1 капс. 3-4 раза в день.

Уголь активированный (карболен)

20 табл.

При поносе, метеоризме, пищевых отравлениях. По 1-2 табл.

Противовоспалительные средства

Сульфадиметоксин

20 табл.

При ангине, простудных заболеваниях, воспалении легких, дизентерии. Принимать первые сутки 3 табл. за 1 прием до еды, последующие по 1 табл. 3 раза в день до еды.

Эритромицин (антибиотик)

40 табл.

При пневмонии, бронхите, ангине, карбункулах, холецистите, раневой инфекции и др. воспалительных процессах.

По 1 табл. 4 раза в день во время еды.

Либексин

20 табл.

Средство от кашля при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, пневмонии. По 1 табл. 3 раза в день.

Обезболивающие и жаропонижающие средства

Аспирин

30 табл.

Болеутоляющее противовоспалительное,противоревматическое средство. По 1 табл. 3 раза в день после еды.

Анальгин, пенталгин

30 табл.

При головной боли, невралгии, артритах (болях в суставах), миозите, радикулите. По 1 табл. 2-3 раза в день.

Димедрол

20 табл.

При аллергии, высокой температуре (более 38,5°) вместе с аспирином, анальгином. По 1 табл. 2-3 раза в день после еды

Но-шпа

50 табл.

При приступах желчно- и мочекаменной болезни. По 1-2 табл. 2-3 раза в день.

Другие средства

Нашатырный спирт

30 мл

При вдыхании оказывает возбуждающее влияние на дыхательный центр. Применяют для возбуждения дыхания при потере сознания, обмороке, шоке и т.п. Подносят к носу кусочек ваты (марли, смоченный нашатырным спиртом.

Спирт борный

30 мл

Применяется при воспалении уха.

Кислота борная

Антисептическое средство. Применяют в виде водного раствора для полоскания полости рта, зева (1 чайн. ложка на стакан воды), для промывания глаз (½ чайн. ложки).

Двууглекислая сода

Для промывания желудка (1 стол. ложка на теплой воды), для полоскания горла (1 чайн. ложка на стакан теплой воды).

Финалгон

1 тюб.

При артрите, миозите, радикулите и т.п. Втирать в кожу по 2- мази 2-3 раза в день, покрывая место теплой повязкой.

Крем «ÐÐ¸Ð²ÐµÑ»

1 тюб.

Для смазывания тонким слоем кожи лица, слизистой губ, для предупреждения солнечных ожогов.

Детский крем

2 тюб.

Для смазывания опрелостей, потертостей.

Зажим кровоостанавливающий

1 шт.

Термометр медицинский

1 шт.

Поливитамины (драже)

120 шт.

Для улучшения обменных процессов и общего состояния при значительных физических нагрузках. По 1-2 драже в день

Витамин С с глюкозой

120 шт.

Необходим для быстрейшего восполнения энергетических затрат. По 1-2 табл. 3 раза в день.

Экстракт элеутерококка

2 флак. по 50 мл

Применяется для повышения тонуса и улучшения общего состояния. По 20-30 капель 2-3 раза в день за 20 мин. до еды.

Резиновая груша малая (на 20 мл)

1 шт.

Для промывания уха.

Мозольный пластырь

5 шт.

Пипетка

1 шт.

Раскладка и меню

12.08; 16.08.

Завтрак

Каша «Ð“ÐµÑ€ÐºÑƒÐ»ÐµÑ» на молоке (масло сливочное, соль), батон, сгученое молоко, чай, сахар, халва.

обед

Суп мясной гороховый (тушенка, суп «Ð¡Ñ‚Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ‹Ð¹», картофель, соль, специи, зелень); Консервы рыбные, сало, хлеб, огурцы свежие, лук, чеснок, компот, печенье.  

полдник

Шоколад, арахис, изюм, карамель.

ужин

Каша гречневая с тушенкой (соль, кетчуп), салат из свежей капусты на оливковом масле, хлеб, чай, сахар, вафли.

13.08; 17.08.

Завтрак

Макароны с сыром (масло сливочное, сыр, соль), хлеб, чай, сахар, печенье.

обед

Суп рыбный (консервы рыбные, рис (крупа манная), картофель, соль, специи, зелень)

Колбаса сыровяленая, сало, хлеб, огурцы малосольные, лук, чеснок, кисель, пряники.  

полдник

Шоколад, грецкий орех (фундук), курага, кисель.

ужин

Каша рисовая с тушенкой (соль,), огурец, хлеб, чай, сахар, халва.

14.08; 18.08.

Завтрак

Каша манная на молоке с сухофруктами (масло сливочное, соль), бутерброды (батон, колбаса, масло сливочное), чай, сахар, конфеты.

обед

Щи (тушенка, капуста, картофель, соль, специи, зелень, майонез (сметана),

Консервы рыбные, сало, хлеб, помидор, лук, чеснок, компот, печенье.  

полдник

Шоколад, арахис, изюм, карамель.

ужин

Вермишель с тушенкой (соль, кетчуп), огурец, хлеб, чай, сахар, вафли.

15.08;

Завтрак

Каша рисовая на молоке с сухофруктами (масло сливочное, соль), бутерброды (батон, сыр, масло сливочное), чай, сахар, халва.

обед

Борщ (тушенка, свекла консервированная, морковь, картофель, соль, специи, зелень, майонез (сметана))

Колбаса сыровяленная, сало, хлеб, лук, чеснок, кисель, пряники.  

полдник

Шоколад, грецкий орех (фундук), курага.

ужин

Каша перловая с тушенкой (соль, горчица), огурец, хлеб, чай, сахар, блины с повидлом, конфеты.

Примечание: количество продуктов берется в соответствии с туристскими нормами.

Смета расходов на проведение похода.

  1. Суточные участнику похода 6,85 руб. х 7 дней = 47,95 руб.
  2. Билет Слоним-Гродно 2,72 руб

Итого затраты на 1 участника: 47,95 + 2,72 = 50,67 руб.

Список используемой литературы

и картографического материала

  1. Туристская энциклопедия Беларуси, Минск, 2007г.
  2. Питание в туристском путешествии. Москва, Профиздат, 1986г.
  3. Ю.Л. Шальков. Здоровье туриста. Москва, Физкультура и спорт, 1987г.
  4. Правила проведения туристских походов (Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 26 от 15 августа 2006г., зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 17 октября 2006г. № 8/15151
  5. Меры безопасности в туристком путешествии (методические указания).сост. Г.А.Новиков, Минск, 1972г.
  6. Булгаков А. (сост.) - Велосипедный туризм, 1998г.
  7. Ю. Г. Крылатых, С.М. Минаков, Подготовка юных велосипедистов Москва, 1982
  8. Е.М.Архипов А. В Седов, Велосипедный спорт, Москва, 1990г.
  9. Ю.Разин, Современный велосипед, С.-Петербург, 2009
  10. А.Г.Лексин - ПОЗНАЙ РОДИНУ – ВОСПИТАЙ СЕБЯ!" /отчет о спортивном водном походе 1-ой категории сложности по Республике Беларусь – Мн., 2012г.
  11. Атлас охотника и рыболова. Гродненская обл., Белкартография, 2011, м. 1:200000

1.3. Данные об объектах на маршруте.

На всей нитке маршрута находились аварийно-спсательные подразделения МЧС, Медицинские учреждения, амбулатории врачебные, ФАПы и Отделения связи

1.4. Итоги похода.

1.4.1. Выводы по выполнению туристской группой

поставленных целей и задач

    В целом маршрут достаточно сложен в спортивном плане для новичков и исключительно интересен в эстетическом. Принятые до похода меры по обеспечению безопасности на маршруте позволили пройти его без травм. Медаптечкой практически не пользовались.

    Фактический график движения полностью совпал с запланированным. При планировании похода учитывался рельеф, покрытие дорог и наличие экскурсионных объектов на маршруте.

    Имея полноценный картографический материал и опыт ориентирования, а также прошлый опыт руководителя, осуществить аварийный выход с маршрута группа могла в любой точке.

    Взятый в поход набор продуктов позволил организовать 3-х разовое горячее питание. Качеством и количеством все остались довольны.

    Поход в большой степени способствовал установлению здорового образа жизни (рациональное питание, большая физическая нагрузка, благоприятный психологический микроклимат в группе и т.д.).

    Хорошей организации привалов и биваков на маршруте способствовал ответственный подход к комплектации личного и бивачного снаряжения.

    Участники похода старались максимально соблюдать Природоохранный кодекс туриста и надеются, что они нанесли Природе минимальный вред.

    В спортивном отношении участники похода стали опытнее:

??в технике велосипедного туризма (техника преодоления препятствий и т.д.);

??в тактике велосипедного туризма (тактика распределения сил группы на маршруте, топография и ориентирование в пешем походе и т.д.).

    Маршрутно-квалификационная комиссия засчитала поход первой категорией сложности. Все участники получили соответствующие справки.

1.4.2. Рекомендации группам, желающим

повторить данный маршрут.

а) наш набор общественного и личного снаряжения (см. Памятку туристу-велосипедисту) позволяет достаточно комфортно и безопасно пройти маршрут даже при плохих погодных условиях;

б) строго соблюдать Природоохранный кодекс туриста и Кодекс путешественника;

в) предусматривать обязательно дополнительное время на краеведение. Рекомендуем запланировать полудневки в г.Гродно и на Августовском канале: шлюз Домбровка и Немново, на которых интересно и познавательно побывать учащимся;

г) не забывать о возможном резком ухудшении погоды. Соблюдать правила поведения в грозу;

д) использовать «Ñ‚уристские мелочи»: пользоваться старыми кострищами, растопку на утро готовить еще вечером, замачивать на ночь крупы, докупать продукты в пути и др.;

е) данный маршрут может быть пройден достаточно подготовленной группой (сильной физически и тактически, целеустремленной и дисциплинированной).

II РАЗДЕЛ: ОПИСАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ.

    1. График движения группы.

Дата

День пути

Участок маршрута

Метеоусловия

км

Ср.скор

Км\ч

Чистое ходовое время

Краткая характеристика пути

12.08.2013

1

Слоним-Гродно

Ясно, видимость хорошая

0

Ж/д

Итого за день

0

13.08.2013

2

Гродно-Форт №4

Пасмурно, с прояснениями, утором слабый дождь видимость хорошая

10

15,5

1:11:19

Дорога асфальтовая.

Форт №4 - Заречанка

30

21,0

0:47:49

асфальт

Итого за день

40

19,8

3:38:24

14.08.2013

3

Заречанка-Сапоцкин-шлюз Домбровка

Ясно, видимость хорошая

47

16,6

3:30:24

асфальт

Итого за день

47

16,6

3:30:24

15.08.2013

4

шлюз Домбровка- Немново - Гожа

Ясно, видимость хорошая

54

16,5

3:44:22

Вдоль Августовского канала гравийные велодорожки. В деревнях идёт асфальт

Итого за день

54

16,5

3:44:22

16.08.2013

5

Гожа – Вертилишки - Озеры

Ясно, видимость хорошая

48

16,5

2:55:47

асфальт

Итого за день

48

16,5

2:55:47

17.08.2013

6

Озеры – Скидель - Мосты

Ясно, видимость хорошая

63

16,6

3:58:34

асфальт

Итого за день

63

16,6

3:58:34

18.08.2013

7

Мосты – Б.Рогозница - Зельва

Днем ясно, к вечеру пасмурно, видимость хорошая

54

15,9

3:16:55

асфальт

Итого за день

54

15,9

3:16:55

19.08.2013

8

Зельва – Клепачи - Слоним

Ясно, видимость хорошая

43

15,8

2:51:57

Итого за день

43

15,8

2:51:57

Всего за поход

349

16,8

29:46:44

2.2. Характеристика ежедневного перехода.

(дата)

(день пути)

12 августа 2017

(суббота)

День 1

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Слоним-Гродно

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

0 км

Карта 1:200000

Сбор группы в 8.00. базе Слонимского центра детско-юношеского туризма. В 9-42 отправление дизеля и в 13-28 прибыли на вокзал г.Гродно. Пополнили запасы продуктов и выехали на стоянку на оз.Юбилейное. Прибыв на место разбили палатки на и в 20.00 приготовили ужин. Морально-психологическое и физическое состояние группы отличное. Отбой после 22-х часов.

 

Фото.1 Начало пути                Фото. 2 В дизеле

 

Фото.3                         Фото. 4

 

Фото. 5 оз.Юбилейное                 Ð¤Ð¾Ñ‚о. 6

(дата)

(день пути)

13 августа 2013

(воскресенье)

День 2

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Гродно-Форт №4-Заречанка

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

40 км

Карта 1, М 1:200000

3:38:24

Подъем дежурных в 7-00, завтрак в 8-00, выезд на маршрут в 9-00. За полчаса добрались до Форта№4, где совместно со школьниками побывали на увлекательнейшей экскурсии. После выехали в д.Заречанка, где посетили в музее выставку военной формы. На ночлег стали на берегу Немана. К 20-00 дежурные приготовили ужин и до отбоя рассказывали веселые историю В 22-00 отбой. Морально-психологическое и физическое состояние группы отличное.

 

Фото. 7 Форт №4                    Фото. 8

 

Фото. 9                          Фото. 10

 

Фото. 11                        Фото. 12

 

Фото. 13                          Фото. 14

         

 

 Ð¤Ð¾Ñ‚о.15                        Фото.16

(дата)

(день пути)

14 августа 2013

(понедельник)

День 3

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Заречанка-Сапоцкин-шлюз Домбровка

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

47 км

Карта 2, М 1:200000

3:30:24

Подъем дежурных в 7-00, завтрак в 8-00, выезд на маршрут в 9-00. Цель нашего дня посетить форты Гродненской крепости №1 и №2. Сначала двинулись на Форт №1. Зрелище повергло всех в шок. Вывороченные огромные куски стен. Осмотр занял около 2 часов, но время пролетело незаметно. Дальше поехали на Форт №2 он более облагорожен т.к. находится на шоссе Гродно-Сапоцкин. От форта двинулись через сопоцкин на шлюз Домбровка, там отличная оборудованная стоянка, с навесами и столами, двумя мангалами для костра, заготовлены дрова, отличная площадка для палаток, на берегу Августовского канала. В 20-30 ужин, и в 21-30 все легли спать.

 

Фото. 17                          Фото. 18

 

Фото. 19                          Фото. 20

 

Фото. 21    Фото. 22

 

Фото. 23                          Фото. 24

 

Фото. 25                          Фото. 26

     

Фото. 27                              Фото. 28

(дата)

(день пути)

15 августа 2013

(вторник)

День 4

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

шлюз Домбровка- Немново - Гожа

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

54 км

Карта 3, М 1:200000

3:44:22

Подъем дежурных в 7-00, завтрак в 8-00, выезд на маршрут в 9-00. Двинулись по велодорожке вдоль Августовского канала в Немново. Дорожка размечена, много оборудованных мест для привала. В Немново осмотрели шлюз, посетили частный музей Августовского канала. Там же и пообедали. Потом направились к Неману в районе Гожи, там на картах обозначена паромная переправа, которой на самом деле не оказалось. С переправой нам помогли пограничники на катере. Осмотревшись, двинулись в сторону деревни Гожа искать место для ночлега. Остановились на краю луга сразу за деревней. В 20-00 ужин, обсуждение увиденного за день, и в 22-00 отбой. Ночью где-то недалеко была гроза.

 

Фото. 29                          Фото. 30

 

Фото. 31                              Фото. 32

 

Фото. 33                          Фото. 34

 

Фото. 35                              Фото. 36

(дата)

(день пути)

16 августа 2013

(среда)

День 5

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Гожа – Вертилишки - Озеры

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

48 км

Карта 4, М 1:200000

2:55:47

Решили немного отдохнуть, поэтому подъем дежурных в 8-00, завтрак в 9-00, выезд на маршрут запланировали в 11-00. День сегодня ходовой, без особых планов. Двигались по асфальтным дорогам. Рано приехали на стоянку и получилась полудневка, все отдыхали и делились впечатлениями от предыдущих дней. Морально-психологическое и физическое состояние группы отличное.

 

Фото. 37                          Фото. 38

 

Фото. 39    Фото. 40

 

Фото. 41                          Фото. 42

 

Фото. 43                          Фото. 44

(дата)

(день пути)

17 августа 2013

(четверг)

День 6

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Озеры – Скидель - Мосты

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

63 км

Карта 5, М 1:200000

3:58:34

Утром опять поздний подъем: дежурных в 8-00, завтрак в 9-00, выезд на маршрут запланировали в 11-00. Заехали в Скидель, пообедали на центральной площади в кафе. Затем поехали в д.Дубрно осмотреть Свято-Николаевский собор, жалко был закрыт. Спокойно доехали в Мосты, перешли по подвесному мосту через Неман. В Мостах закупились продуктами до конца похода и к 18-00 были на р.Неман. Место для стоянки оборудовано местными рыбаками, дров тоже много. В 19-00 приготовили ужин, дети начали вспоминать про дом, заскучали. Только конкурс смешных рассказов и анекдотов развеселил ребят, спать легли в 23-00.

     

Фото. 45                          Фото. 46

   

Фото. 47                          Фото. 48

   

Фото. 49                              Фото. 50

 

Фото. 51                          Фото. 52

(дата)

(день пути)

18 августа 2013

(пятница)

День 7

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Мосты – Б.Рогозница - Зельва

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

54 км

Карта 6, М 1:200000

3:16:55

Подъем дежурных в 7-00, завтрак в 8-00, выезд на маршрут в 9-00. Все настроены на быструю езду, скоро будем дома. На сегодня в планах осмотреть костел в д.Пески и в д.Б.Рогозница. Около 16-00 были в Зельве, заехали к спасателям на водохранилище, узнали место для лагеря, искупались. Около 19-00 были на месте, и готовили прощальный ужин.  Ð’ 22-00 отбой. Ночью в палатку приходили ежи)

 

Фото. 53                          Фото. 54

 

Фото. 55                          Фото. 56

 

Фото. 57                          Фото. 58

(дата)

(день пути)

19 августа 2013

(суббота)

День 8

(погода за день)

                           

(маршрут за день)

Зельва – Клепачи - Слоним

(пройденное расстояние)

(чистое ходовое время)

43 км

Карта 7, М 1:200000

2:51:57

Подъем дежурных в 7-00, завтрак в 8-00, выезд на маршрут в 9-00. Поехали через Клепачи, хорошая лесная дорога, но случилось у нас беда, хотев сделать красивый кадр, уронили фотоаппарат, поэтому фотографий практически не осталось. Доели запасы вареной сгущенки. Насладившись, уже как на крыльях полетели домой. Пришлось даже заставлять ребят делать остановки через 45 минут движения. И к четырем часам дня, наша команда была на родной турбазе! Все здоровые, веселые вернулись домой!

2.5. Тактико-технический уровень

прохождения.

Согласно гл.4 Правил проведения туристских походов (Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 26 от 15 августа 2006г., зарегистрированного в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 17 октября 2006г. № 8/15151) параметры протяженности и продолжительности спортивного велосипедного похода первой категории сложности составляют не менее 300 км и не менее 6 дней (таблица 2).

Наши показатели: 349 км и 8 дней.

Безопасности в походе уделялось самое серьезное внимание.

Тактика распределения сил и средств группы на маршруте: поход прошли дружной группой без отстающих.

Четко определили стоянки с учетом километража, краеведения, наличия дров, воды, докупки продуктов и т.д. Определили запасные стоянки.

Трое из восьми членов группы были новичками, но они достаточно

быстро набрались минимального опыта в технике велосипедного туризма

Тактика движения: 45-50 мин. движения, 10-15 мин отдых, что давало возможность без усталости проходить маршрут, не зависимо от типа покрытия дороги.

III РАЗДЕЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ.

3.2. Напряженность.

3.2.2. Тактико-техническое построение маршрута.

Группа показала, что на маршруте она может двигаться достаточно быстро

и, что главное, безопасно.

3.3. Полезность (общественно-полезная

работа).

3.3.1. Охрана природы.

Участники похода старались максимально соблюдать Природоохранный кодекс туриста. Все оставляли после себя очень даже намного чище (хворост сжигали, консервные банки отжигали, плющили и закапывали, кострища использовали старые, при подготовке новых кострищ снимали дерн и перед отходом укладывали его вновь, перед отходом костры обязательно заливали).

3.3.2. Пропаганда туризма.

Наши походные фотографии используются на стендах Слонимского ЦДЮТ для популяризации спортивного велосипедного туризма.

О походе была опубликована серия статей в газете «Ð¡Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð¼ÑÐºÐ¸Ð¹ вестник» (прилагается)

Экскурсионные объекты на маршруте – памятники истории и культуры, памятники и объекты природы, экскурсионные и краеведческие объекты

(конкретно по нитке маршрута):

Форт № I

Знакомство с Гродненской крепостью удобно начать с форта № I. Ð¤Ð¾Ñ€Ñ‚ № I ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся первым большим фортом на левом берегу реки Неман. Расположен он в 250 м от деревни Загораны. Кстати, по дороге к форту (между дер. Адамовичи и Пушкари) интересно посмотреть на единственный сохранившийся крепостной бетонный мостик. Он располагался на крепостной дороге, ведущей к группе форта № I. Дорога не сохранилась до наших дней, а мостик - существует.

Форт располагается на главенствующей над местностью возвышенности. Строился он на протяжении 1913-1915 гг. и являлся одним из 13 больших фортов Гродненской крепости. Составлял проект и руководил строительством форта Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ инженер капитан Константин Николаевич Добржинский. ÐŸÐ¾Ð·Ð¶Ðµ его сменил военный инженер подполковник Корытин, летом 1915 г. строительными работами руководил военный инженер капитан Хомутов. 

Проект форта был составлен  ÐºÐ°Ð¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¾Ð¼ Добжинским в декабре 1912 года. В плане форт представлял собой пятиугольник. Было запланировано строительство бетонного бруствера с подбрустверными убежищами для гарнизона, казармы пещерного типа, быстроходного лифта для спуска в потерну, бронепостов. Ð¤Ð¾Ñ€Ñ‚ должен был быть окружён трапециевидным в плане рвом. Горжа прикрывалась капониром. Промежуточный полукапонир был вынесен на правый фланг форта (в 180 м от него) для усиления обороны в сторону опорного пункта литера «Ð‘». 

В качестве главной оборонительной позиции форта был возведён бетонный бруствер, под которым проходила подбрустверная галерея. Её гарнизон форта мог использовать в качестве укрытия от неприятельского обстрела. Были возведены напольный и левый фасы бетонного бруствера. Интересно отметить, что именно при строительстве этого форта в галерее была сооружена бетонная шахта и, возможно было начато строительство подземных контрминных галерей. Ничего схожего по своим размерам с шахтой форта остальные укрепления Гродно не имеют. Здесь должен был располагаться лифт. Раньше здесь были перекрытия, лестницы, которые вели вниз. В целях безопасности предупреждаем – шахта не имеет ограждения! Будьте внимательны и осторожны. Не следует спускаться в шахту. Это небезопасно и требует специального оборудования и подготовки.

Кстроительству подземной казармы не приступили. От её создания отказались ещё в 1913 году. ÐšÐ¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÑ† с лестницей предполагалось использовать только для спуска к галереям, ведущим к кофрам. Изменилась форма рва.

На бетонном бруствере располагались стрелковые позиции для гарнизона форта. Они были выполнены в виде бетонных индивидуальных ячеек для стрелков. Кстати такая форма устройства линии огня характерна только гродненским фортам. Кроме ячеек, на бруствере были возведены пулемётные позиции. Для защиты стрелков от ружейно-пулемётного огня атакующих, каждая ячейка прикрывалась съёмным бронещитком и мешками с песком. От огня по фронту каждого стрелка прикрывал специальный стальной щит. Для его установки перед каждой ячейкой сохранились пазы. Ð¡ тыльной стороны бруствера стрелковые позиции были прикрыты металлическими леерными ограждениями. Ð’ галереях были устроены нары. На полы настилались деревянные полы. Над центральным сквозником располагался барбет - площадка для противоштурмовых орудий. 

Перед бруствером были отрыты окопы, дополнявшие возможности обороняющихся. Окопы имеются и в тылу позиции. Таким образом, даже в незаконченном виде форт мог обороняться в окружении.

В качестве препятствия для атакующих солдат противника бетонный бруствер был обнесён глубоким, треугольным по начертанию, рвом. Ров не зарос и прекрасно просматривается. На левом фланге во рву для его прострела было начато сооружение кофра (бетонного оборонительного сооружения для обороны рва). Однако его строительство осталось незавершённым. С правой стороны кофр был возведён из дерева и представлял собой подобие блиндажа. Ð“оржевая (тыловая) насыпь не была закончена. Её прикрытие осуществлялось только при помощи окопов. Горжевой капонир построен не был.

Форт № I принимал участие в боях за Гродненскую крепость в феврале 1915г., а также в штурме крепости в августе-сентябре 1915г, когда его оборонял батальон русского 228-го Задонского пехотного полка. После отступления русских войск, военный инженер капитан Хомутов произвёл подрыв форта. Это произошло ночью с 1-го на 2-е сентября 1915г. В результате взрыва форт очень сильно пострадал. Ð¢ÐµÐ¼ не менее, его пытались приспособить к обороне германские войска в 1915-18 гг. Вокруг форта было построено несколько небольших бетонных наблюдательных пунктов.

Кроме событий Первой мировой войны форт № I принял участие и в Великой Отечественной войне. В июле 1944 г. здесь на протяжении нескольких дней (17-20 июля) здесь держали оборону несколько рот 455-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии. Будучи окружёнными, перешедшими в контратаку силами боевой группы 3-й танковой дивизии СС «ÐœÑ‘ртвая голова», оборонявшиеся советские солдаты и офицеры несколько раз отбивали атаки. Так 1-й и 2-й батальоны (командиры батальонов капитаны С.А. Беляев и М.И. Копанёв) 455-го полка, а также другие подразделения, имея только несколько 45-мм орудий, противостояли танкам и штурмовым орудиям боевой группы СС. Сопротивление окружённых войск на позициях форта организовал заместитель командира полка по строевой части майор М.В. Сидорец. Даже разрушенный, форт № I был неприступен для танковых орудий. Специально для штурма немцы привлекли 16-ю сапёрную роту из состава 3-й тд СС. Один из участников штурма вспоминал:

«...Мы пробиваемся Ð´Ð°Ð»ÐµÐµ к укреплениям. Однако, заградительный огонь так силен, что мы вынуждены отойти назад. Атака должна быть повторена в темноте...»

Во время одного из штурмов крепости, когда немцы уже взобрались на развалины форта, майор М.В. Сидорец вызвал по радио огонь своей артиллерии с другого берега Немана на себя. Решение об открытии огня по своим же солдатам, оборонявшимся на форту № I, отдавал сам командующий 50-й армией генерал-лейтенант И.В. Болдин, державший ситуацию с 42-й дивизией на личном контроле. Огонь советской артиллерии дал результат – немцы были вынуждены отойти с позиций форта. Он остался в руках советской армии. В ночь на 19 июля большинство обороняющихся прорвалось к Неману. В форту осталась только рота лейтенанта Н.Г. Подгурского. Но теперь оборона была уже малоэффективной. Радиостанция была выведена из строя, закончился неприкосновенный запас, подходили к концу боеприпасы. Малое количество солдат не позволяло занять весь периметр обороны форта. Бои происходили непосредственно на развалинах бетонного бруствера. Бойцы сражались до последнего солдата. Сапёры из танковой дивизии СС вспоминали:

«... Мы подкатываем Ð±Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ с бензином к фортификационным укреплениям, выливаем их содержимое в трехэтажное устройство каземата и поджигаем его. Мы надеется, что огнём принудим русских к сдаче в плен. Однако, этого недостаточно! Только несколько красноармейцев сдаются, большинство ещё держится… Едва мы оказываемся внутри, снова гремят выстрелы. Здесь помогают только несколько ручных гранат. Я беру несколько гранат и бросаю их вниз: после их взрывов до моих ушей доносятся хрипы и стоны. Мы освобождаем верхний этаж. Но далее дела не идут. Мы запасаемся толовыми шашками, чтобы выкуривать казематы дальше. Между тем русские опомнились от первого шока и заняли оборону. Теперь нам очень тяжело,  проникнуть в казематы снова. Наша хорошая и жесткая подготовка служит нам добрую службу. Мы продвигаемся вперед до самого нижнего этажа и бросаем несколько шашек. Мы так же осматриваем средний этаж и выходим опять на воздух. Однако русский гарнизон не сдается. Это упрямые и жесткие парни. С пленным красноармейцем мы пытаемся теперь убедить гарнизон сдаться. Пленный «Ð˜Ð²Ð°Ð½» переводит. В ответ русские застрелили своего товарища. Бои вокруг укреплений разгораются вновь...»

По немецким данным штурм укреплений форта № I закончился к двум часам дня 20 июля. Вот что было записано об этом в немецких документах: «...Мы захватываем кроме всего прочего 15 минометов и несколько противотанковых пушек. 40 убитых и примерно 30 раненых - это потери врага...»

Лишь 8 солдат из этой последней группы оборонявшихся советских солдат и офицеров смогли вырваться из руин I-го форта. До подхода советских частей их укрывал житель деревни Соловьи Б.П. Якуцевич. Оставшиеся на форту лейтенанты Н.Г. Подгурский и А.И. Шипеев застрелились, предпочтя смерть позорному плену. Оба они оставили посмертные записки. Лейтенант Николай Подгурский написал в ней:

«Ð¢Ð¾Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ñ‰Ð¸

Кто найдёт нас

мёртвыми так знайте

что мы погибли честно

как подобает воинам

Красной армии

Защищая честь и

независимость нашей род

СМЕРТЬ немецким

оккупантам!

отомстите за нас Това

л-т Подгурский» 

(орфография в соответствии с оригиналом)

Лейтенант Андрей Шипеев написал карандашом на обложке «Ð‘Ð¾ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¾ устава пехоты РККА»:

«Ð¨Ð¾Ñ€Ñ†Ñ‹ врагу живыми не сдаются. Пусть в Шории узнают, как умеют сражаться и умирать офицеры-шорцы!»

Оборона форта № I Гродненской крепости по своему героизму не уступает знаменитой обороне Брестской крепости в 1941г. Сейчас на форту установлен памятник в честь погибших солдат и офицеров  455-го стрелкового полка. Кроме того, памятник  солдатам полка установлен и в самой деревне Загораны.

Проехать к форту достаточно просто. Для этого Вам следует выехать из Гродно в направлении Августовского канала и городского посёлка Сопоцкин. В 8 км от черты города Вы увидите ÑƒÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ель коричневого цвета «Ð¤Ð¾Ñ€Ñ‚ № I Гродненской крепости». С дороги следует свернуть направо, в сторону деревни Наумовичи. Проехав примерно 3 км, до следующего указателя, поворачивайте налево. Далее по грунтовой дороге следует продолжать движение около 1 км. Сразу за деревней Загораны, справа Вы увидите форт № I. 4. GPS координаты: 53°44′02.30″N 23°42′42.70″E.

Кроме форта № I в его группу укреплений входили и другие оборонительные сооружения: опорный пункт литера «Ð», «Ð‘», № 1, а также пороховой погреб.

http://fortressgrodno.by/index.php?id=44

Форт № IV

Форт № IV ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся самым известным фортом Гродненской крепости. Объясняется это тем, что он полностью сохранился до наших дней. К тому же его историю можно достаточно точно проследить по архивным материалам. В результате проведённых работ по вырубке леса форт полностью очищен. С весны 2017 года реализуются Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ‹ по устройству Ð² нём музея. Перед фортом установлен стенд с информацией для туристов.

Проехать к форту можно двигаясь по дороге Гродно – оз. Юбилейное. На перекрёстке (дер. Коробчицы – старый аэропорт) едем прямо в сторону дер. Беляны. Проезжаем около 3 км до указателя «Ð¤Ð¾Ñ€Ñ‚ №4 Гродненской крепости». К сожалению никаких стоянок здесь не оборудовано, поэтому машину придётся оставить при въезде в лес. Нам остаётся свернуть направо и пройти по лесной дороге 300 метров. На развилке со шлагбаумом поворачиваем налево. Через 100 метров перед нами открывается форт. Начиная с мая 2017 года все входы в форт были закрыты стальными дверями. Попасть в него можно по предварительной договорённости с Гродненским Раййисполкомом. GPS координаты: 53°37′09.72″N 23°40′16.97″E.

Автором проекта форта № IV был Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ инженер штабс-капитан Георгий Леонидович Шмагайлов (позже он был назначен помощником Строителя Гродненской крепости, а вместо него для продолжения строительства форта был назначен инженер подполковник Корытин.

Проект строительства форта был утверждён в комитете Главного инженерного управления 14 января 1913 г. Первоначальная стоимость форта достигала 1042000 рублей. Ð’ начале 1914 г., уже после начала работ, в проект были внесены некоторые изменения.

Форт располагался на высоте 94.8 сажени, восточнее деревни Стрельчики. По проекту вооружение форта состояло из: 6 противоштурмовых орудий на барбетах (площадках), 8 пулемётов, шести 57-мм капонирных орудий. Гарнизон форта должен был состоять из 271 человека.

Во время обстрелов гарнизон должен был укрываться в казематах и казарме, расположенной в центре горы во внутреннем дворике форта. Эта подземная казарма соединялась ходами с казематами и выходом из форта. С внешней стороны форт окружался рвом, а также проволочными заграждениями.

Руководителем строительных работ был назначен штабс-капитан Г.Л. Шмагайлов. На начало 1914г. тут работало 16 штатных служащих и 96 вольнонаёмных.

Слушатель Николаевской инженерной академии Ян Ястржембский вспоминал о своём участии в строительстве форта № IV:

«Ð£ÑÑ‚анавливал Ð² бетоне стальные щиты российского типа между мешками с землёй, которые служили для маскировки и поддержки щитов. В дальнейшем начал выполнение земляных работ – насыпал валы на флангах и горже форта и углублял фронтальный и фланговый рвы. Горжевого рва не было. Не существовало и обороны рва. Разворачивать бетонные работы на этом форте опасались по причине очень выдвинутого положения (11 км от переправ), поэтому было решено по центру фронтального рва построить блиндаж, но из т.н. «Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¾ бетона», это значит состоящего из камней с цементным заполнением. Блиндаж не имел подземного соединения с фортом. Для фланкировки боковых рвов должны были служить открытые стрелковые позиции. С целью усиления и увеличения мощности препятствий в некоторых местах перед четвёртым фортом (на «Ð¼Ñ‘Ñ€Ñ‚Ð²Ñ‹Ñ…» пространствах), а также и перед соседним опорным пунктом (№8), я заложил три ряда мин и фугасов с камнями».

Строительные работы на форту велись вплоть до последних чисел августа 1915 г. Гродненский историк А.Н. Плешевеня отмечал, что перед началом боёв в августе 1914 г. строительные работы шли на группе форта № IV.

Во внутреннем дворике форта, как уже отмечалось выше, располагалась большая природная возвышенность. Однако казарма в нём построена не была. Сохранился и броневой наблюдательный пост системы ГИУ, расположенный по центру бруствера с небольшим смещением вправо. Вентиляционные шахты частично забиты землёй, но воздух в галерее свежий. Для прострела галереи изнутри в туалетах по обоим флангам были сделаны амбразуры (кремальеры). Таким образом, даже после прорыва противника внутрь, он не смог бы беспрепятственно распространиться и захватить весь форт. 

Ров форта представляет собой трапецию. Бетонный массив укрепления сохранился полностью, за исключением всех железных конструкций (щитков для стрелков, дверей, лестниц и т.п.).

На протяжении 31 августа – 1 сентября 1915г. группа форта № IV приняла на себя главный удар германской армии. Его атаковала 34-я ландверная бригада (31-й и 84-й ландверные полки) 1-й ландверной дивизии. Ð’ первый день боёв оборона русской армии не позволила немцам прорваться к самому форту. Однако на следующий день – 1 сентября форт подвергся сильной атаке. Гарнизон форта состоял только из двух рот 95-го Красноярского пехотного полка под командованием капитана Н.С. Наркевича и возможно, ополченцев из бригады Государственного ополчения. На вооружении форта имелось лишь два крепостных пулемёта. Противоштурмовые орудия были сняты во время разоружения крепости незадолго до начала боёв. В результате обстрела форта немецкой тяжёлой артиллерии гарнизон понёс большие потери. Из посланных на форт двух рот 94-го полка дивизионного резерва, пробиться смогли только 60 человек, остальные погибли в результате немецкого обстрела тыловых позиций форта. Огонь тяжёлой германской артиллерии принёс успех – он заставил гарнизон прятаться в казематах. Наблюдение велось только через бронеколпак. К сожалению, осколком от близкого взрыва был убит наблюдатель. Упав с лестницы, он забаррикадировал дверцу на наблюдательный пост. Таким образом, форт остался без наблюдения. (Сейчас вы можете пройти по галерее ко входу в наблюдательный пост.)

В 17.30 немцы предприняли новый штурм форта № IV, но были отбиты. Сразу же после этого продолжился артиллерийский обстрел. Один из тяжёлых снарядов в это время попал в колодец телеграфной линии и прервал всякую связь со штабом крепости.

Около 18 часов германцы начали новую атаку. Гарнизон форта под командованием командира батальона 95-го полка капитана Наркевича сократился до 30 человек. Когда немцы перешли ров, капитан приказал красноярцам выйти из казематов и отбиваться ручными бомбочками. В это время один из солдат случайно поджёг капсюль, взрыв которого ранил несколько человек и вызвал панику среди солдат. Военный инженер капитан Десницкий, находившийся на форту, отдал приказ взорвать его. Однако солдаты не дали произвести поджог из-за того, что в галерее форта находилось до 150 раненых солдат и офицеров. Из-за непрерывного немецкого обстрела их не могли отправить в тыл. По воспоминаниям участников обороны форта, за 1 сентября немцы выпустили только по бетонному брустверу форта до 500 снарядов большого калибра. К этому времени форт № IV фактически был окружён германской пехотой. В 19.40 германцы захватили форт вместе с гарнизоном. Под командой капитана Наркевича из форта № IV вырваться удалось лишь 5 солдатам, прапорщику и капитану Десницкому. 

В послевоенное время форт использовался советскими пограничными войсками. Вероятнее всего, начало его использования относится к концу 1960-х гг. Тогда же инженерная рота Гродненского погранотряда провела некоторые переделки форта. На форту были проведены работы по приспособлению казематов к современным условиям ведения войны. Все входы в подбрустверную галерею были уменьшены в размерах и оборудованы газовыми камерами. Все двери с запорами также были заменены современными. Снаружи форта, перед центральным сквозником было построено бетонное помещение для дизельного двигателя. В убежище для дежурной части были устроены перегородки из кирпича – здесь находились  отдельные помещения (шифровальщика и т.п.). Вплоть до нач. 1970-х гг. форт использовался в качестве законсервированного запасного командного пункта. Однако после несчастного случая (замыкание в проводке из-за повышенной влажности, приведшее к летальному исходу) командование Гродненского пограничного отряда отдало приказ о прекращении использования форта.

 Ð“руппа форта № IV состояла из:

  1. форта № IV,
  2. опорных пунктов № 6, 7, 8, 9, 
  3. порохового погреба.

http://fortressgrodno.by/index.php?id=46

Августоовский канал 

Августо?вский кана?л — судоходный канал в ÐŸÐ¾Ð´Ð»ÑÑˆÑÐºÐ¾Ð¼ воеводстве ÐŸÐ¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸ Ð¸ в Ð“родненской области Ð‘елоруссии, соединяет реки Ð’ислу Ð¸ ÐÐµÐ¼Ð°Ð½ (через реки Ð‘ебжуНетту[pl] Ð¸ Ð§Ñ‘рная Ганьча), памятник гидротехнического зодчества, расположен Ð² особо охраняемой зоне Ð®ÐÐ•Ð¡ÐšÐž.

Длина 101,2 ÐºÐ¼, в том числе 22 ÐºÐ¼ на территории Белоруссии, около 79 ÐºÐ¼ на территории Польши. Включает ряд ÑˆÐ»ÑŽÐ·Ð¾Ð²Ð¸ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ… мостов.

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Ð¤Ñ€Ð°Ð½Ñ†Ð¸ÑÐºÑƒ-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году ÐŸÑ€ÑƒÑÑÐ¸Ñ Ð² одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в ÐšÑƒÑ€Ð»ÑÐ½Ð´Ð¸Ð¸. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 ÐºÐ¼ был представлен императору ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€Ñƒ I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Ð˜Ð³Ð½Ð°Ñ‚ий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «Ð½Ð¾ÑÐ±Ñ€ÑŒÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время Ð¿Ð¾Ð»ÑŒÑÐºÐ¾Ð¹ революции (1830—1831) Ð²Ð¿Ð»Ð¾Ñ‚ÑŒ до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Ð’индавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Ð’ентспилс), не была построена — способствовало этому ÐŸÐ¾Ð»ÑŒÑÐºÐ¾Ðµ восстание 1830 года(«Ð½Ð¾ÑÐ±Ñ€ÑŒÑÐºÐ¾Ðµ»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «Ð±ÐµÑ€Ð»Ð¸Ð½Ñ‹», против течения их вели по «Ñ‚ÑÐ³Ð»Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На ÑˆÐ»ÑŽÐ·Ðµ Домбровка (польск.)русск.[1] ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð¾ с большим размахом проходил так называемый «ÐŸÑ€Ð°Ð·Ð´Ð½Ð¸Ðº моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Ð’торой мировой войны Ð³Ð¸Ð´Ñ€Ð¾Ñ‚ехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ Ñ. Ñˆ. 23°40′17″ Ð². Ð´.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Ð›ÐµÑÐ½Ð°Ñ-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через ÐžÐ³Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ каналДнепрБерезинскую водную систему Ð¸ Ð”вину.

География

Канал построен по постледниковым геологическим опусканиям и нескольким долинам. Он прошёл по цепочке Августовских озёр и соединяющих их рек. Тип ландшафта позволил отлично вписать канал в прилегающий пейзаж по всей его длине — более ста ÐºÐ¸Ð»Ð¾Ð¼ÐµÑ‚ров. Объём водосборного бассейна на польской стороне 74,25 км² и на белорусской — 8,42 км², всего 82,67 км².

Туризм

Развитие туризма на Августовском канале началось в 20-30-е годы 20-го столетия. Однако из-за Второй мировой войны и взрывов шлюзов туристической деятельности на канале суждено было приостановиться. О возрождение же туристической жизни на Августовском канале можно говорить только с «Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÑÐ·ÐºÐ¾Ð¹» к концу 20-го века. Причём можно говорить об активизации сразу нескольких видов туризма — экологического, экскурсионного, спортивного.

Канал соединяет 7 естественных озёр: Нецко, Бяле, Студзеничне, Орле, Панево, Кшиве и Микашево и 11 рек: Бебжа, Нетта, Чёрная Ганча, Клёновница, Пласка (она же Суха-Жечка, она же Сервянка, она же Панювка), Микашувка, Перкуця, Шлямица, Волкушанка, Осташанка и Неман. Естественные водоёмы соединены гидротехническими сооружениями со шлюзами и водосливными плотинами, включающими служебные сооружения, дороги и мосты. Резервное водное питание обеспечено из-за пределов буферной зоны водой озёр Сайно, Сервы и Вигры, которые расположены в пределах охраняемой зоны. 6 исторических шлюзов Пшевензь, Панево, Перкуць, Соснувек, Тартак и Кудрынки легко доступны по лесной тропе для велосипедистов и пеших туристов.

Канал предлагает туристам различные возможности. Непревзойденные красоты отличаются девственной чистотой природных ландшафтов хвойного леса и озёр, особенно в Польше около рек Бебжа и Нетта и заполняют Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‚ный Августовский лес Ð¾Ñ‚ запада до востока. Большинство туристов предпочитают путешествовать вдоль канала на байдарках, каноэ, моторках и ловить рыбу.

Туристам, отправляющимся на Августовский канал с белорусской стороны на своём автомобиле рекомендуется ориентироваться на шлюз Немново и деревню Соничи[1] (близ пгт Ð¡Ð¾Ð¿Ð¾Ñ†ÐºÐ¸Ð½). К нему проще всего добраться следуя как из Гродно, так и из Минска.

Также возможно посетить часть Канала и Августовские озера на прогулочном речном трамвайчике с польской территории. В Польше на канале расположен город ÐÐ²Ð³ÑƒÑÑ‚ов.

Для посещения белорусской части Августовского канала гражданам России и Белоруссии не требуется никаких разрешений: его русло и расположенные по берегам деревни Ð¡Ð¾Ð¿Ð¾Ñ†ÐºÐ¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ поселкового совета Ð“родненского района Гродненской области (Дмисевичи, Немново, Соничи, Черток, Тартак, Рынковцы, Усово и Лесная с пунктом пропуска через границу) не включены в Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð½ÑƒÑŽ зону Белоруссии.

Для польской части канала гражданам Белоруссии и России требуется обычная шенгенская виза, пограничные зоны в Польше отсутствуют.

С осени 2016 года Указом президента Белоруссии гражданам нескольких десятков государств, включая все страны Запада, разрешается посещать территорию Августовского канала и прилегающие без виз по специальной туристской путёвке, приобретённой через интернет не поздней, чем за 24 часа до въезда в Белоруссию. Срок такого безвизового пребывания — не больше 5 дней.

ПРИРОДООХРАННЫЙ КОДЕКС ТУРИСТА

Уважительное, бережное отношение к природе — одно из главных правил поведения туристов. Никогда не забывайте, что в путешествии вы находитесь в гостях у своего верного друга—природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неудобным сделать в гостях.

Не засоряйте туристские маршруты, бивачные площадки и другие места загородного отдыха. Уходя с привала, уничтожьте или возьмите с собой мусор, обрывки бумаги. Консервные банки обожгите па костре и вместе с другими несгораемыми отбросами закопайте в укромном месте или, еще лучше, возьмите с собой, чтобы выкинуть в урну или другое специально отведенное место.

Ни в коем случае не бейте бутылки или другую стеклянную посуду. Помните, что брошенная бумага лежит, не сгнивая два года, осколок бутылки или консервная банка могут поранить ногу и через 40 лет.

Подумайте о красоте не испорченной вашими походными отбросами природы и о благополучии тех, кто придет сюда после вас!

Избегайте любых повреждений растительности на берегах рек, озер, водохранилищ — здесь она играет важную водоохранную роль. Будьте осторожны с огнем вблизи полезащитных полос: при пожаре вы погубите лес и сделаете беззащитной землю.

Не разбивайте биваков па участках, подверженных опасной эрозии. Избегайте в походах вытаптывания травы, рубки пли повреждения растительности у вершин оврагов, на их разветвлениях, на склонах холмов.

Здесь растительность способствует укреплению почвы, останавливает рост промоин и оврагов. Берегите почву — нашу кормилицу!

Автотуристы, мототуристы и туристы-водомоторники, используйте для своих маршрутов только места, разрешенные для проезда моторного транспорта. Не спускайте в реки, озера, на травяной покров отходы масла, топлива. Не мойте в местах отдыха в купания свои машины и лодки.

Избегайте устройства массовых слетов, праздников, соревнований на тех участках местности, где это может серьезно повредить растительный покров, чрезмерно уплотнить почву, испортить берега водоема, обеднить природу.

Не рубите на маршруте живые деревья и кустарники, не ломайте у них ветвей, не режьте кору — это ранит и губит их. Не вторгайтесь в жизнь леса с топором и ножом. На привале не врубайте топор в зеленое дерево. Чтобы вырастить дерево, потребуются многие и многие годы, а уничтожить его можно в один миг.

Путешествуя по лесам зоны отдыха, помните, что они зеленый заслон города, его «Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ðµ» и украшение. Здесь настоящий турист бережет каждое дерево, каждый куст и цветок. Ведь они очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом, дают радость и здоровье многим тысячам горожан.

Не причиняйте вреда лесу на его границах, опушках и по лянах; особенно берегите любую древесную растительность на берегах рек: она закрепляет берега и сохраняет полноводность и чистоту водных артерий.

Не обламывайте ветвей черемухи, рябины, бузины, калины, шиповника и других деревьев и кустарников. Не рвите букеты цветов — цветы придают красоту и прелесть нашим лугам, полям и лесам. Недопустимо рвать такие редкие для многих мест цветы, как лилии, кувшинки, вырывать кустики земляники, черники, на горных маршрутах — цветы рододендрона, эдельвейса, а также ломать, рвать, собирать все другие растения, занесенные в Красную книгу природы.

Не сооружайте в походе из живых деревьев и кустарников шалашей, укрытий, заслонов, не используйте зеленых ветвей деревьев на подстилку.

Собираясь в поход, берите с собой надувные матрацы, спальные мешки, одеяла и все необходимые принадлежности для установки палатки пли устройства кострища. Подумайте, что останется от лесов, если каждая туристская группа будет рубить живые деревья на колья для палаток и костров.

Без надобности не разжигайте на маршруте костры. Помни те: одна маленькая искра или тлеющий уголек может вызвать большой пожар.

Черный след от костра, доставившего вам удовольствие на один-два часа, будет обезображивать местность много лет. В обжитых местах используйте походные газовые плитки, туристские ПРИМУСЫ, очаги с СУХИМ спиртом.

Для разведения костра выбирайте только специально отведенные открытые места около воды, старые кострища или уже вытоптанные площадки.

Сначала снимите дерн и сохраните его до своего ухода с бивака. Вокруг кострища расчистите минерализованную полосу, окопайте его. Нельзя разводить костер близко от деревьев, смолистых пней или корней. Над огнем не должны нависать сучья и ветки.

Не разводите в походе костры па участках с сухим камышом, тростником, мхом пли травой. Не зажигайте огонь в хвойных молодняках и на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов: в этих местах легко может возникнуть пожар, распространяющийся с большой скоростью.

Не разводите костры на торфяниках, на лесных каменистых россыпях.

Тлеющий торф, лесной мусор и перегной незаметно для туристов могут распространить огонь во все стороны, превратить его в губительный подземный пожар, с которым очень трудно бороться.

В качестве топлива на туристском костре используйте только разрешенный лесничеством для костра валежник, хворост, сухое криволесье, непригодное для хозяйственных нужд. Не сдирайте бересту с живых деревьев: для растопки можно брать бересту только со старых пней или сухих берез. Запрещается сжигать заготовленные и находящиеся на делянках дрова, любые живые растения. Если на биваке осталось неиспользованное топливо, сложите его в аккуратный штабель: оно пригодится другим путешественникам.

Около костра всегда оставляйте дежурных. Перед уходом с места привала огонь следует залить водой, засыпать землей, затоптать ногами, а зимой забросать снегом, пока не прекратится тление и не исчезнет даже небольшой дымок. Если для костра снимался дерн, то им закладывают потушенное кострище.

Заметив начинающийся лесной пожар, немедленно приступайте к его тушению с помощью подручных средств: сбивайте огонь штормовками, ветками лиственных деревьев, заливайте водой, затаптывайте ногами, забрасывайте землей, песком, дерном. Если огонь успел подняться с земли и начал перекидываться с дерева на дерево, стал верховым пожаром — надо срочно обращаться за помощью в ближайший сельсовет, лесничество, лесхоз.

Бережно относитесь ко всем животным, встретившимся вам на туристском маршруте. Человеку полезны и жабы — они враги вредных насекомых, и змеи — они уничтожают мышей, и дождевые черви, которые вспахивают почву. Непривычный или отталкивающий вид животного, страх перед ним не могут служить основанием для его преследования или уничтожения.

В лесу старайтесь ходить только но тропинкам. Лес полон своей жизни, и вы легко можете раздавить живое существо. Если случайно наткнулись на гнездо или нору, не трогайте их, не отодвигайте ветки и траву — испортите маскировку или вспугнете животных. ЕСЛИ нашли в походе плохо летающего птенца или беспомощного звериного детеныша — оставьте его в лесу. Рядом, вероятно, находятся его родители, которые и позаботятся о нем, когда вы уйдете, а в городской квартире лесному животному, как правило, прожить трудно.

Охраняйте в путешествии птиц — они уничтожают вредителей леса.

Вывешивайте скворечники, синичники, дуплянки, В походах, особенно на лыжных маршрутах, делайте на деревьях простейшие кормушки и оставляйте там птицам зерно и остатки походной пищи.

В заботе туристов нуждаются многие насекомые. Например, муравьи — лесные санитары, которые разрыхляют почву и переносят семена растений.

Чем больше в лесу сохранится муравейников— тем здоровее лес. Муравьи за год истребляют до четверти тонны вредителей с одного гектара лесной площади. Нельзя разорять гнезда шмелей и пчел, гоняться с сачком за яркими бабочками и стрекозами: как правило, все цветные бабочки являются важными опылителями, а стрекозы полезны тем, что уничтожают комаров.

В общении с животным миром не забывайте, что в природе вред от хищных животных или птиц в большинстве случаев перекрывается пользой, которую они приносят. Не преследуйте хищников. Вы турист, а не биолог или охотовед, поэтому не берите на себя ответственность определять степень их опасности.

Прежде чем взять в поход ружье, вспомните, что охота па диких зверей и птиц разрешается только членам общества охотников, причем с соблюдением определенных сроков, мест и норм отстрела, с учетом запрета охоты на охраняемых животных. Ваше пребывание с оружием, собакой или орудием лова па маршруте, проходящем через охотничьи угодья, по закону будет приравниваться к охоте. Переходите от ружейной охоты к бескровной фотоохоте. Туристы-фотографы знают, что она труднее и спортивнее первой, а ее трофеи — почетнее и долговечнее.

Если хотите услышать пение птиц, увидеть лося или белку, по настоящему отдохнуть в лесу — не включайте транзистор и магнитофон, не создавайте лишнего шума.

Намечая маршрут путешествия, заранее установите, какие достопримечательные объекты встретятся вам на пути. Уточните, нет ли среди них охраняемых природных памятников, урочищ, заказников, парков и какие ограничения имеются для их посещения. В этих музеях под открытым небом, безусловно, исключается всякое повреждение растительности, скал, памятников старины и т.п. Только некультурные люди могут позволить себе выцарапывать на них ножом, вырубать топором, наносить краской имена, инициалы или другие надписи.

Если собираетесь во время путешествия посетить государственный заповедник — свяжитесь с его дирекцией, узнайте возможности его осмотра и получите соответствующий пропуск. Передвигаться по заповедной зоне нужно организованной группой в строгом соответствии с предложенным вам в заповеднике маршрутом. Вас принимает научное учреждение — не мешайте его работе, беспрекословно подчиняйтесь указаниям работников заповедника.

Турист не имеет права равнодушно смотреть на порчу природы, он обязан сделать все для защиты тех мест, где проходят маршруты походов и путешествий. Трудовой вклад в охрану природы — участие в посадках деревьев, кустарников, уход за лесом, помощь диким животным, воспроизводство природных ресурсов — один из лучших видов общественно полезной деятельности туристов. Вступайте в члены общества охраны природы. Дело чести каждого путешественника — активно участвовать в его работе.

Туристы и экскурсанты, своим примером, делом и словом агитируйте за строгое выполнение всеми правил и законов об охране природы! Не проходите мимо нарушителей, оберегайте красоту и богатства родной земли от браконьеров.

Охрана природы — всенародное дело. Охранять природу — значит охранять Родину!

Read Full Article