Расстояние по прямой до Териберки составляет 110 км. Но прямых дорог здесь нет. Да и вообще дорог. Планировал, что путь займёт десять дней, но получилось пройти за семь. Главная причина опережения графика - плохая погода. Когда светит солнце, хочется подольше останавливаться, фотографировать или просто отклоняться от маршрута, чтобы что-то посмотреть. К сожалению, хорошей погоды было очень мало, и значит, ничто не задерживало в пути.

DJI_0537.MP4_000022.459
 

Самое неприятное, конечно же - идти в дождь. Дожди здесь морские. Обычно не сильные, но долгие. Начинались они постепенно с лёгкой мороси, из-за которой было бы странно останавливаться и ставить палатку. Но постепенно куртка намокала, и ставить палатку было уже бессмысленно. Иногда полностью затянутое серое небо, которое выглядело абсолютно безнадёжно, вдруг неожиданно и очень быстро очищалось, и день становился солнечным. Но точно так же стремительно погода менялась и в обратном направлении. Последние два дня были самыми тяжёлыми. Из-за дождей и туманов шёл как на автомате.

P1120197.MP4_000004.273

Некогда населённый берег ныне практически необитаем, хотя следы человека встречаются повсеместно. На пути было минимум 4 заброшенных посёлка, а также остатки воинских частей. Больше всего запомнилась одна из них. Я вышел к ней в самый первый день, когда погода стояла солнечной, и радость единения с природой ещё не притупилась от усталости. Сначала я увидел свалку железного мусора на берегу, которая очень неприятно смотрелась на фоне синего моря с островками. Но оказалось, это только самое начало. Чуть повыше картина была ещё страшнее. Если символ Арктики - это белый медведь, то символ русской Арктики - это ржавая бочка. На севере их можно найти в любом районе от Мурманска до Чукотки и от Сургута до ЗФИ. Здесь же меня ждал целый склад. Самое ужасное, что часть бочек была не пустая, и их содержимое растекалось по песку, наполняя воздух характерным запахом (даже не смотря на то, что им не один десяток лет). Вокруг валялась колючая проволока и битое стекло. Особенно ужасно то, что вся эта помойка находится на территории заповедника.

P1120190
P1120193

Сразу после встречи с помойкой случилась ещё одна неприятная встреча. Мне предстояло перейти реку Харловку. Некогда большой и процветающий посёлок полностью исчез, и я не рассчитывал там кого-то встретить. Я знал, что на реке есть базы отдыха для богатых любителей рыбалки, знал также, что они не очень доброжелательны к обычным туристам, приравнивая их к браконьерам. Так уж получилось, что я вышел прямо к палатке, в которой, видимо, жили охранники реки. Встречаться с ними мне не хотелось, поэтому я обошёл гору, надул лодку и стал переправляться, в надежде, что за горой меня не заметят. Место для переправы было неудобным, посреди реки сел на мель. И тут, прямо ко мне прилетел вертолёт. Разговор начался со слов "Ну, что, сколько рыбы наловил?" Он отлично видел, что у меня нет никаких удочек, а занимаюсь я ничем иным, как переправой с одного берега на другой. Но видимо ему так хотелось поймать браконьера, что он в это не поверил. Разговор кончился словами: "Смотри, здесь все реки и озёра наши, вот если поймаем тебя за рыбалкой..." На этом он сел в вертолёт и улетел. Позже, правда, я ещё дважды встречал таких же "сторожей", и они были намного приветливее. Я совсем не против охраны рек от браконьеров, и не против даже элитных рыболовных баз, так как масштабы их вылова небольшие. Но такое отношение к людям я не могу оправдать ничем.  И ещё мне кажется странным, что раз уж у них хватает денег на содержание вертолётов (не одного), то почему бы им не заняться ликвидацией свалки бочек, рядом с которой они располагаются? Из-за этой неприятной встречи я поспешил поскорее покинуть Харловку, не посмотрев, что осталось от некогда большого посёлка.

Кто никогда не был на Кольском, могут подумать при виде карты, что местность достаточно ровная. Ну, по крайней мере, это близко не горы. И действительно, высоты вдоль берега редко превышают 150 м. И, тем не менее, здесь крайне сложный рельеф. Ровных участков почти не встретишь. Всё время приходится либо лезть в гору, либо с неё спускаться. В итоге набор высоты получается очень приличным. Часто попадаются трещины и каньоны, о которых узнаёшь только когда подходишь близко. Ещё одна сложность - заболоченные участки. Многие не обойти из-за отвесных скал. Да и вообще, часто бывает так, что в попытке обойти одно препятствие найдёшь на пути три других. Ходить напрямик тоже нельзя, иначе набор высоты будет ещё больше. Вот и приходится выбирать между прямой дорогой через каньон и его длинным обходом. Нередко решения об обходе приводили к ошибкам, и приходилось их "исправлять", карабкаясь по скалам или переходя болото. Если бы у меня был навигатор, то записанный трек вышел бы, наверное, самым кривым из всех моих треков.

P1120194.MP4_000001.382

Главным ориентиром на всём маршруте была брошенная телеграфная линия. Но нельзя сказать, что она всегда выбирала самый правильный путь, поэтому я часто с ней не соглашался и отходил достаточно далеко. А вот в дождь и  туман она сильно выручала. Туман один раз сгустился настолько сильно, что не было видно даже соседнего столба, особенно, если он был упавшим. Иногда телеграфка устраивала подлянку: длинное озеро она проходила по центру, а мне нужно было его обходить. Такие сюрпризы на пути совсем не добавляли настроения.

DJI_0558.MP4_000027.338
P1120298

Ещё одно препятствие - реки на пути. У меня была лодка, правда, для облегчения я не взял насос, и приходилось надувать ртом; справлялся минут за десять. Но одна речка подготовила мне сюрприз. Звали её Олёнка (так на карте написано). Сюрприз заключался в том, что река представляла собой один сплошной порог, у которого не было видно ни начала, ни конца. Лезть в него с моей лодчёнкой было бы безумием. Сел на скалу, стал думать, что же делать. И тут обратил внимание, что в одном месте камни лежат довольно часто. А что если попробовать? Черке понял мои мысли и пошёл первым. Перешёл больше полвины реки, но выбрал неверный путь и в итоге оказался в воде. Течение понесло его с большой скоростью, но он сумел выгрести на берег. У Черке получилось, а как же у меня? В этом деле важно правильно выбирать камни. Если камень большой и сухой, на него можно прыгать как угодно и с какого угодно расстояния. А вот с мокрыми всё сложнее. На них необходимо прыгать с очень точным расчётом траектории, скорости и главное, контролировать, под каким углом наступает нога. Иногда приходится выполнять составной прыжок последовательно через два-три камня без остановки. В ревущий поток между камнями лучше не смотреть. На середине реки стало понятно, что очередной прыжок сделать не получится. Пришлось немного вернуться назад, пройти по мелководью по дну и продолжать переход по другому пути. Мокрый Черке с интересом смотрел с другого берега, и наверное, делал ставки, искупаюсь я или нет. Не искупался. Ноги, конечно, промочил, но это не страшно.

Выбирая маршрут, я был уверен, что часто буду встречать разную живность. Но даже на территории заповедника, почему-то не увидел большого количества птиц, ради которых он создан. Что касается крупных животных, то я часто шёл по оленьим тропам, но так ни одного не увидел. Лишь один раз пёс нашёл лису и долго гонял её по тундре.

P1120317

В один из вечеров Черке стал лаять на шум волн. Я ругался на него, ведь на море не могло быть никого. И только утром мне всё стало ясно. Когда я поднялся на гору рядом со стоянкой, обнаружил свежий медвежий помёт. Даже находясь далеко, Черке чувствовал запах и понимал, кому он принадлежит, поэтому прислушивался к каждому звуку. В шуме прибоя ему наверняка слышались шаги. На других стоянках около моря он обычно вёл себя спокойно.

Запомнилась также и другая встреча со следами медведя. Проходя по скалистому берегу Шельпинской губы, мне захотелось попасть в маленький заливчик, который представлял собой скорее трещину в скале. Спуститься в него оказалось не просто. Заливчик порадовал весьма симпатичными останцами, отполированными морем. Нормальный выход из него был только один - по узкой скальной полочке. На этой полочке была хорошо натоптанная тропа. По характеру помёта стало понятно, что мишка очень любит мидии, проглатывая их целиком вместе с водорослями. Хорошо, что он не пошёл в свою столовую по этой скальной полке прямо сейчас. Вот бы встреча получилась!

P1120278.MP4_000013.831

Ночёвки устраивал то в палатке, то в избах, которые нередко встречались на берегу. Часть из них была разрушена, другие поддерживались в неплохом состоянии. В основном, избы очень старые, возможно, довоенные. Избушка в губе Кекурской запомнилась тем, что я минут пять не мог в неё попасть. Дверь оказалась закрыта изнутри, и было совершенно непонятно, как её открыть снаружи. Рядом стоял лом, и я решил, что он имеет к открыванию двери какое-то отношение. Пытался открыть с помощью него, но бесполезно. Пришлось включать голову. Обошёл три раза дом вокруг - ну нет, точно дверь единственная. И лишь потом догадался отодвинуть ковёр, который был прибит к одной из стенок. В стене обнаружилась дыра, которую этот ковёр закрывал от ветра. Дыра оказалась секретным входом.

P1120235

Если избы не было, ставил палатку в какой-нибудь губе. Там всегда можно было в избытке найти дрова, выброшенные штормом. К сожалению, выбрасывало не только дрова, но и всевозможный мусор, способный плавать. Чего там только не было: от телевизоров до частей ракет.

Приятно запомнилась ночёвка в губе Красной. Спустился в неё, а ручья нет. Посмотрел карту, оказалось, он чуть дальше, за нагромождением из обломков скал и морских валунов. Как раз был прилив. Сил уже не оставалось, но и без воды стоять не хотелось, пришлось перелезать через эти камни. В награду мне достался красивый водопад. Сначала я обрадовался хорошему месту, а потом понял, на крупных валунах или в кустах совершенно негде ставить палатку, к тому же я не люблю спать при шуме воды. Ну, не назад же идти через скалы! А если подняться наверх, там не будет дров, зато гарантирован ветер. Стал ходить, раздумывая, что делать, как вдруг увидел маленький гротик в скале, вход в который был виден только со стороны моря. Перед ним нашлось идеально ровное место, в котором вдобавок почти не слышно шума водопада.

DJI_0556.MP4_000057.830
P1120203.MP4_000000.454

На пятый день вышел в бывший посёлок Дальние Зеленцы. Благодаря наличию дороги, посёлок сохранил какое-то население, присутствовали даже базы отдыха. Был реальный шанс и большой соблазн завершить маршрут и уехать на попутке. По спутниковому телефону я регулярно получал прогнозы и знал, что ничего хорошего мне не  светит. К тому же, в предыдущий день я заработал мозоль на ступне. И, тем не менее, я нашёл в себе силы свернуть с хорошей дороги на свою "любимую" телеграфку, в болота и горы. В награду мне досталась ночёвка в хорошей тёплой избушке заповедника, где кроме всего прочего нашлась аптечка с пластырем.

Дальние Зеленцы

Последние два дня прошли под знаком дождя. Лишь на рассвете и закате на несколько минут показывалось красное солнце. Очень выручила избушка у озера, в которую я зашёл только, чтобы переодеться, но выйти уже не смог. Несмотря на раннее время, решил переночевать в ней, чтобы с утра как можно раньше начать путь и успеть к вечеру дойти до Териберки. 

P1120299

Заключительный день так же выдался дождливым, рельеф был очень сложным. Были даже мысли надуть лодку и проплыть километр по озеру, настолько тяжёлым был его обход через три вершины. Но в самом конце меня ждал и приятный сюрприз. Иногда бывает полезным не планировать маршрут дома. Если бы я получше изучил карты, то знал бы, что последние семь километров пройдут по отличной дороге, не отмеченной на картах. Газпромовскую дорогу построили несколько лет назад, но в итоге от её использования отказались, и она так и осталась дорогой в никуда.

Благодаря дороге, в Териберку вышел не вечером, а днём. Автобус должен быть только утром, поэтому пришлось идти на трассу и долго ждать попутку до Мурманска. Оставленные незнакомому человеку в поезде вещи забрал без проблем.

Дожди и не думали кончаться. Поэтому следующие три дня я добирался на рабочих "кукушках" до Кандалакши, в надежде на улучшение погоды. При желании доехать можно было и за день, но торопиться было некуда. В Кандалакше прогнозы лишь немного улучшились на пару деньков, поэтому решил, провести эти дни на берегу Белого моря, а потом ехать домой.

После безжизненных серых скал Кольского полуострова берег Белого моря показался настоящим раем. Особенно когда появлялось солнце.

P1120310.MP4_000004.062
P1120342.MP4_000002.180

Возможно, с возвратом домой я поторопился, но так или иначе сел на поезд. Пересадка на этот раз была в Рязани. У меня был целый день на прогулку по городу. Дождь застал меня и здесь. Днём была уже привычная морось, но в тот момент, когда я был на другом от вокзала конце города, полило уже серьёзно. Сесть в транспорт я не мог, так как был час пик, а я с большим рюкзаком и собакой. Пока дошёл до вокзала, промок так, как не промокал за весь поход. Одежду удалось высушить лишь через день, когда поезд наконец-то сумел спасти нас из плена дождей.

В завершении рассказа мне хотелось бы поблагодарить Николая Васильевича Рапацевича, капитана "Клавдии Еланской", команду, которая организовала мне высадку, а также сотрудницу Мурманского морского пароходства, у которой я даже, к своему стыду, не спросил имени. Только благодаря вашим стараниям состоялось моё небольшое путешествие, о котором конечно останутся самые лучшие воспоминания.

Read Full Article