Жижица 36 лет спустя

Даты: 05.05.2017-10.05.2017

Нитка маршрута: ст.Жижица- р.Кодосница- оз.Жижицкое-оз. Жакто- р.Жижица-р.Западная Двина- пос.Кресты-ст.Кунья

Сре-во сплава- щука трешка. Два человека.

1981.07 слайд_08 озеро Жижица

К походам и меня и мужа родители приучили с раннего детства. Познакомились мы также в походе, в 1980 году на Ахтубе. А вот в июле 1981 года я с родителями отдыхала на Жижицком озере без будущего мужа. Мужчины ходили по озеру на шверботах «Мева» (наша была М-73), а женщины и дети больше обитали на берегу.

1981.07 слайд_38 озеро Жижица

И вот, спустя много лет, мы решили посетить это место на майские праздники.

Вечером 5 мая садимся в поезд Москва-Великие Луки и 6 мая в 7:00 мы на ст.Жижица. С нами вышла пешая группа – идут по местам Боевой Славы.  Думала найти магазин, но все закрыто.

До моста через речку Кодосница  метров 800. Солнышко, тепло, но сильный ветер. В 8:40 отчаливаем. Минут через 50 впали в Жижицкое озеро.

На озере волна и сильный боковой ветер. Настолько сильный, что мы не рискнули выходить в открытое море на нашем матрасе: острова в Жижицком озере только в северной части, а потом нужно пересечь акваторию километров в 7 без всякого прикрытия. Встали на острове Серебряном, под большим дубом.

Целый день праздности: спали, гуляли по острову, пытались безрезультатно ловить рыбу. Сварила крапивный суп на обед. Вдали, возле тур.базы прошли мимо две байдарки. Они продрейфовали напротив нас и все таки ушли за мыс - в море.

После обеда погода меняется. Небо затягивают тучи и ветер стихает. Думаем не отправиться ли в путь. Но потом решили все таки не дергаться, лучше ляжем спать пораньше и пораньше встанем.

7 мая

Встали ни свет ни заря. В 7:20 вышли, так соскучились по греблеJ)))! Выходим за остров Долгий, дальше открытое море. Волна все также в бок, но ветер не сильный и волна не большая. Вова сверяется с джипиес. Затем остановились выпустить поппер. Как только мы перестаем грести, лодку, естественно,  разворачивает на 180 градусов. Возимся со спиннингом. Затем стартуем, и я замечаю, что волна стала бить нам в зад… Вова невозмутимо отвечает, что здесь нет прикрытия островов, а может и ветер поменялся. Ну что ж, волна в зад, это гораздо приятнее, чем в бок.

Гребем. Левого берега практически не видно в тумане. Виден правый и, постепенно, проступают очертания южного берега. Вот уже видны домики на берегу. Идем на зрительный ориентир. Очень холодно, дождь и ветер. Руки коченеют в неопреновых перчатках. Примерно через час, когда до берега осталось меньше километра и я предвкушала передышку, Вова опять сверился с джипиес и обнаружил….что мы ушли аж на 4 километра вправо!!! То есть, во время возни со спиннингом, мы потеряли направление!

Я требую все равно идти к ближайшему берегу и там уже разбираться. Потом уже совсем замершие пробираемся вдоль южного берега 4 км до протоки в озеро Жакто.  Несколько сот метров я даже иду по берегу, чтобы согреться, а Вова гребет рядом. Здесь сосновый лес на холме, новый памятник павшим в ВОВ, цветы.

Наконец заходим в бухту. Протоку в оз.Жакто не видно за камышами. Здесь нет ветра и гораздо теплее. Жакто спокойное, как зеркало. Проходим его и вплываем в р.Жижица. Течение есть. При  выходе из Жакто начинаются деревни и идут довольно долго. Достаточно долго, чтобы мы уже очень захотели обедать и основательно замерзли. Наконец, населенка заканчивается.

В 13:00 встаем на обед  на красивом сосновом берегу. Замерзли дико. Быстро разводим пионерский костер, благо вокруг полно сосновых веток и утепляемся.

И снова в путь. Места вокруг шикарные - стоянка на стоянке. Сосенки, полянки одна другой краше. Наплавной мост в Прилуках прошли слева без проблем.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Надо сказать, что обносов у нас в этом походе не было вообще. Между Прилуками и Ерохино был кусок болота с меандрами, потом опять сосны. Потом опять меандры. Если б не такой холод и дождь, было бы шикарно.

В 17:00 догребли до высокой охотничьей стоянки рядом со Святым озером. В общем, можно было и не вставать так рано утром - наверстали вчерашнюю дневку без особого напряга.J) Стоянка шикарно оборудована, все очень удобно.

Вова, конечно, ворчит, что высоко затаскивать вещи. Дров (сосна) много. После ужина пытаюсь ловить рыбу. Ничего не клюет. Видимо, из за холода. Прогулялась к Святому озеру. Там тоже не клюет. Озеро красивое, но на ближайшем к нам берегу недавно был лесной пожар. Сосны подгорели и, многие попадали.

8 мая

Выходим в 8:30. Переменная облачность. Временами греемся на солнышке.

А так, температура градусов 7. Меандры чуть ни 360 градусов! По берегам появились дубы, совсем еще голые. Некоторые меандры удается срезать по разливам. Поваленный дуб, видимо, подпилили. Проплыли возле берега. Как то неожиданно впали в Двину.  В Двине очень приличное течение. Берега шикарные - опять сосны.

Чуть-чуть не дошли до деревни Губа, потому что решили, что слишком быстро идем.  В 15:00 встали в маленьких сосенках. Их низкие ветки прикрывали от ветра. Надвигается большая туча, и мы быстро ставим лагерь. Однако, туча прошла стороной.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Насобирали мелкого-мелкого щавеля и крапивы на суп. Рыба так и не ловится. Пришли местные рыбаки на моторке. Оказалось, у них верши прямо под нашим лагерем. У них тоже не ловится. Очень холодно.

Вова пошел гулять, и нашел очень хорошо сохранившиеся окопы, укрепленные точки на берегу. Бои здесь были везде..

9 мая

В шесть утра Вова вышел покурить, и сообщил, что на байдарке и на палатке сугробы. А то думаю, как уютно дождик шелестит по палатке, а это снег. Когда я встала в 8:00, снег уже растаял, но все равно было очень холодно.

Надеваем на себя всю одежду, включая спальную.

Выходим в 11:00. Снег с дождем переходит то в дождь, то в снегопад. Температура около 0. Остановились на обед километра за 3 до Крестов. Здесь ловит МТС. Позвонила на автостанцию в Кунью. Они сообщили, что автобус сегодня в 16:35.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 14:40 мы в Крестах. Собираемся  и не спеша выдвигаемся на остановку. Мимо проехала явно рейсовая маршрутка…Оказалось это могло быть случайной акказией- водитель приезжал из Куньи к родителям. Но мы этого не знали и пошли на остановку.

Посетили магазин. Ностальгическое сельпо. Женщине-продавцу 70 лет и 50 из них она работает в этом магазине! Когда я пришла, она сидела за столиком под окном и делала отчет: заполняла от руки всякие ведомости, и считала на счетах!  Я помню, как так же делала моя бабушка, а я играла с ее счетами. Алкоголь в магазине не продают. Купила себе йогурт, шоколадку, а Вове замечательную местную газету Пламя. Знаете, какие ужасные события произошли в Куньском районе на этой неделе? У гражданина Н. из хлева похитили две чугунные батареи, а гражданка Н. сообщила, что другая гражданка Н. торгует продуктами без медицинской книжки!

В 16:20 приехал желтый автобус-пазик.  Грузимся. Водитель «долго и методично выписывает билеты» и вырезает купоны. Из динамиков льется ностальгическая музыка. Только собачки-болванчика не хватает.  Когда я спросила, где собачка, мне сказали, что это в белом автобусе. А желтый его подменяет.

В 16:24 выезжаем. (Помните, на автостанции сказали, что в 16:35). И водитель считает, что мы опаздываем.

Проезжаем деревню Д…на остановке никого. Где то через километр, у водителя звонит мобильный телефон - мы забыли пассажиров в деревне Д. Разворачиваемся и едем обратно. Ведь другого способа уехать отсюда нет - автобус раз в сутки. Подбираем женщину с сыном и едем дальше. Пассажиры спрашивают, будем ли мы делать крюк в  деревню Прихабы? Будем - оттуда уже звонили, есть пассажиры. Я получаю истинное наслаждение от поездки: места за окном красивейшие. Дорога – грейдер. Машин нет и ни в нашу сторону, ни на встречу. Деревеньки все как одна симпатичные. Домики и палисадники  ухоженные. Здесь получился бы не плохой велосипедный маршрут.

Из Прихаб мы выезжали под Кинчева (видно специально для Вовы),  и так под него и ехали до самой Куньи.

А за окном все поля, леса и перелески…и все покрывается постепенно снегом. Вот коровки под снегом ищут травку…

В 19:15 прибываем в Кунью. Вокзал закрыт. На его крыльце диджей настраивает аппаратуру - будет концерт. Под дождем бегают девочки с белыми бантиками, кучкуется молодежь. Готовится полевая кухня.

По очереди идем на разведку. Напротив вокзала обнаруживается кафе под названием «кулинария». Перетаскиваем рюкзаки туда. Ужинаем. Ассортимент не богат, но поесть можно. Кафе по расписанию работает до 21:00, но по факту мы досидели в нем до самого поезда (в 21:45).

На площади перед вокзалом начался концерт, заработала полевая кухня, и народ потянулся в «Кулинарию» с тарелками полевой гречки. Потому что на улице дождь и холод, а тут тепло, столики и можно чего-нибудь дозаказать к гречке.

Очень скоро все места становятся заняты, к нам подсаживается семейная пара. Михаил родился на озере Жакто. Работал в автолавке и в Куньском доме культуры, теперь на пенсии. Расспрашиваем его про Войну. Большое им спасибо - проводили нас до поезда к нашему третьему вагону. Он оказался очень далеко от вокзала. Мы бы сами не догадались так далеко идти, а стоянка поезда 2 минуты. Вот бы  у нас был бы забег!

Садимся в поезд. С нами едет еще одна группа водников. А ночью садится большая группа детского патриотического клуба. В Москве тоже был снег, но все такое зеленое и распустившееся!

Итоги: маршрут очень красивый, особенно в хорошую погоду. Впрочем, в хорошую погоду будет явно больше людей по берегам - во многих местах есть подъезды к воде.  Идется маршрут свободно за 3 дня, но на Жижицком озере может быть приличная волна. Расписание автобуса в Крестах примерное, а службы такси нет ни в Крестах, ни в Кунье. Можно вызвать такси из Великих Лук – как нам сообщили, поездка будет стоить в районе 2000 рублей, но не все водители в Великих Луках знают, куда ехать и не все готовы на поездку по тем дорогамJ.