Летопись похода

ВАЛДАЙ (МАЙ 2017) 
 


29 апреля 2017 г., день 0, вечер 
Выехали из Ульяновска примерно в 7-30 утра. Как ни странно никто практически не опаздывал и наш выезд прошел почти в соответствии с планом. По пути в Москву смотрели церковь Покрова на Нерли, построенную в 1165 г. – вызывает уважение, как древние зодчие смогли возвести постройку, которая пережила изменение ландшафта и повышение уровня воды и все-таки смогла устоять. Внутри церковь кажется узкой, но высокой и создается ощущение, что находишься в башне, обращенной к небу. После осмотра церкви проехали через центр Владимира и мельком увидели Золотые Ворота, Успенский и Дмитриевский соборы (все они домонгольской постройки). 
К вечеру, постояв немного в пробке прибыли в Королев и разместились у Вани. Радик так и не приехал вечером, и мы уже даже начали сомневаться, пойдет ли он в поход вообще. Договорились, что он приедет прямо к отправлению. 
   

30 апреля 2017 г., день 1, середина дня 
Радик приехал вовремя, и мы отправились в поход в полном составе. Встали около 6-00, позавтракали, собрались и выехали в г. Валдай на 2 машинах. В Москве было тепло и солнечно, но по мере продвижения на север температура падала, становилось пасмурно и сыро, дул порывистый ветер, мы стали опасаться, что ветер может нам помешать пройти через озеро Валдай напрямик и нам придется идти в обход вдоль берега. По прибытии на место температура упала до 7°С, а взглянув на озеро мы с удивлением увидели, что значительную его часть покрывает лед. 
Мы решили спустить байдарки на воду и посмотреть, смогут ли они проломить лед. Первой для испытаний спустили Хатангу адмирала, с берега смотрелось очень забавно, как Кирилл пытался грести по льду, ломая лед перед собой (он оказался толщиной в несколько сантиметров). Увы, чуда не произошло - байдарка двигается во льду очень медленно, несмотря на все усилия. 
Фролов и Ваня ушли ставить машины на стоянку и принесли нам из ближайшей кафешки весьма вкусные сэндвичи, которыми мы и пообедали. В настоящий момент заканчиваем укладывать вещи в байдарки и будем отплывать. С берега просматривается проход со свободной водой, по которому можно подойти к острову с Княгининым монастырем, попробуем пройти по нему. Если пройти по нему не удастся, то придется обходить вдоль берега и это нас сильно задержит. 
  

30 апреля 2017 г., день 1, вечер  
Пройти проходом со свободной водой не получилось, так как ветер быстро сносил лед и проход закрылся, мы оказались затерты во льдах. Переход был очень трудным, так как пришлось все время ломать лед перед собой, труднее всего приходилось головной байдарке (в основном главными ледоколами были Фролов и Ваня, шедшие на красной Хатанге), но и остальным приходилось не сладко, так как ветер моментально сносил льдины и сделанный проход закрывался за несколько секунд. 
Радик отставал, так как он шел один и ему приходилось труднее всего, в конце концов пришлось связать вместе все байдарки и прорываться во льдах плотным строем. Высадились на берег уже почти в темноте, быстро поставили лагерь и легли спать полностью вымотанными. 
За 30 апреля пройдено 1,6 км, время в пути 2 часа, средняя скорость 2,5 км/ч.

  

1 мая 2017 г., день 2, вечер 

Проснувшись рано утром решили сходить на разведку и посмотреть, какова обстановка с другой стороны острова, так как пройти по льду вокруг не представлялось возможно и было необходимо либо перенести байдарки на другую сторону острова, либо донести их дороги, погрузить в машины и найти другую точку заброски. 
С другой стороны острова озеро было свободным ото льда, решили обнести байдарки до туда и там попробовать пересечь озеро. Как только стали обносить, выяснилось, что заболел Максим – у него прихватило спину и он не мог ничего нести. Ему сразу оказали максимальную помощь – дали таблетки, расслабляющие мышцы, намазали противовоспалительным гелем и дали сильное обезболивающее. Его сразу же пересадили из Щуки к адмиралу, а я вместе с Ильей сформировал новый экипаж Щуки. 
В 3-й ходки перенесли байдарки и вещи на другой берег острова. Пока спускали на воду Фролов купил хлеба в монастыре, который оказался совсем рядом. Во время отплытия накрапывал дождик, было ветрено и холодно, одевать мокрый неопрен в такую погоду было очень неприятно, но как потом выяснилось это было правильное решение. 
Спустив на воду байдарки прошли некоторое расстояние по открытой воде, но у противоположного берега все так же лежал лед, решили штурмовать его в лоб, ледоколами все также выступали Фролов и Ваня. Поначалу дело шло относительно неплохо, мы потихоньку продвигались, но потом дошли до такого места, где лед сломать было невозможно – он прогибался под байдаркой, но не ломался, пришлось в буквальном смысле переползать его, отталкиваясь веслами, это было очень изнурительно. 
В конце концов причалились к маленькому островку у противоположного берега озера и через него сделали обнос участка со льдом, попутно сделав небольшой перекус. Попав после обноса на свободную воду на берегу обнаружили настоящее поместье очень высокого уровня за 3-х метровым забором, увешанным камерами. Миновав это поместье двинулись в строну протоки, из которой берет начало река Валдайка. У истока находился пионерский лагерь и мы причалились прямо к его причалу. Во время чалки Фролов случайно упал в воду. При входе в Валдайку пришлось дважды обносить, так как вход перекрывала дамба и автомобильный мост. Войдя в реку обнаружили, что она полностью забита поваленными деревьями, через которые приходится перетаскивать байдарки руками. 
Во время прохода через одно бревно головная байдарка адмирала неудачно наскочила на ствол дерева, развернулась боком к течению и перевернулась. Кирилл выпал в сторону берега, а Максим прямо в течение и окунулся в воду с головой. Наша Щука при попытке оказать помощь в вытаскивании перевернутой байдарки на берег сильно накренилась, почти перевернулась и мы с Ильей выпали из нее. У меня ноги запутались в байдарке и это был очень неприятный момент. В конце концов мы все выбрались на берег, вытащили байдарки, выловили выпавшие вещи и стали лагерем в этом месте чтобы подсушиться и прийти в себя. Больше всех от переворота пострадал Максим, так как он не одел неопрен, к тому же его гермомешок пропустил воду (то ли был не завернут как следует, то ли был дырявый) и все его вещи промокли. За этот день все устали морально и физически, впереди насколько можно видеть сплошные завалы, настроение у всех достаточно подавленное. 
За день пройдено 8,3 км, время в пути 4 ч 25 минут, максимальная скорость 7,4 км/ч, средняя скорость 3,7 км/ч. 
  

2 мая 2017 г., день 3, вечер 
Встав с утра и спустив байдарки на воду весь день продирались через сплошные завалы. Буквально через каждые 10-15 метров в воде попадались поваленные деревья, через которые приходилось с трудом пробираться. Хорошо, если через бревно удавалось переползти, не выходя из лодки, но чаще приходилось выходить и, балансируя на стволе дерева, перетаскивать через него байдарку. Забавное наблюдение: когда Максим первый раз встал, чтобы перетащить байдарку, адмирал заорал на него: «Куда, без разрешения?», на следующем бревне Максим официально запросил – «Разрешите покинуть судно». Как это ни удивительно, несмотря на купание в холодной воде без гидрокостюма и ночевку в мокрых вещах, он совершенно поправился и теперь лезет в воду даже там, где это не надо – все стоят на бревнах и тащат байдарки, а он спускается прямо на дно. 
Несколько раз за сегодня приходилось обноситься, так как перетащить лодку не представлялось возможным. Около 4 часов при очередном перетаскивании через бревна адмиральская байдарка распорола себе днище, всем пришлось пристать к берегу и искать место для починки и ночлега. Место причаливания не слишком располагало к тому, чтобы провести там ночь – на нем было сыро, неровно, повсюду виднелись следы животных (предположительно лосей и кабанов) и отходы их жизнедеятельности, поэтому произвели пешую разведку на предмет места стоянки. Немного ниже по течению было найдено место, где линия электропередач и подземный газопровод пересекают реку, лес там был вырублен, на нем и решили остановиться. Адмирал опасался, что его байдарка набрав воды не сможет до него дойти, но и наполненная водой Хатанга управлялась вполне нормально. Стало понятно, что мы окончательно выбились из намеченного графика, но никто не унывает. 
Следует отметить, что сегодня наконец-то установилась ясная солнечная погода, и днем казалось тепло, но ночь выдалась достаточно прохладная, байдарки весьма странно смотрелись под слоем инея. 
Вечером всех позабавил Радик – он каждый день до последнего не снимал неопрен (еще бы – он у него 5 мм, а не как у всех 2), и в этот день тоже было так, он ходил в нем до темноты, а переодевался уже у себя в палатке, ему пришлось светить фонариком и снаружи все это выглядело как смешной театр теней. 
За день пройдено 5,5 км, время в пути 5 часов, средняя скорость 1 км/ч, средняя скорость в движении 6 км/ч. 
 

3 мая, день 4, вечер 
Утром адмирал чинил байдарку, поэтому вышли немного позже. После небольшого расстояния завалы закончились, так как берега реки стали болотистыми, еще спустя несколько километров река широко разлилась, течение резко замедлилось, на берегах опять появился лес. Миновали деревню Закидово, приставали, но не выходили и местных не видели. Остановились лагерем неподалеку от этой деревни, на берегу реки широко разлившейся в озеро. 
Погода стоит ясная, солнечная, но довольно ветреная и прохладная. Вечером Илья пытался рыбачить, сначала с берега, но это оказалось неудобным, а потом и с байдарки, но так ничего и не поймал. 
Сладкие перекусы окончательно всем стали приедаться – и если сам "Сникерс" все едят с удовольствием, орехи и сухофрукты тоже, то вот на конфеты желающих нет. Вечером как обычно выпили немного "Хаутиевки", и она показалась особенно хорошей – стало понятно, что надо делать ее не сильно крепкой, и добавлять побольше имбиря и лимона. 
За день пройдено 16,6 км, время в пути 3 ч 40 минут, средняя скорость 4,5 км/ч, средняя скорость в пути 5,9 км/ч, максимальная скорость 10,5 км/ч. 
 

4 мая, день 5, вечер 
Достаточно быстро собрались и вышли, миновали озерную часть реки. После этого характер реки стал очень изменчив – она то широко разливается, то сужается, течение то медленное, то быстрое. Радик часто отставал и приходилось его поджидать, еще у него кончились сигареты и он все время просил остановиться у какой-нибудь деревни, чтобы он мог их купить. Адмирал уговаривал его потерпеть немного, чтобы дойти до крупной деревни, где точно будет магазин. Группе в общем-то тоже надо было зайти в магазин, так как у нас кончился хлеб, а сухари уже всем надоели. Наконец мы пристали к деревне, но в ней не оказалось магазина. Впереди виднелся мост над рекой и решили провести его пешую разведку – и не зря, так как сразу за ним оказался небольшой порог. У всех он вызвал волнение, но оказался предельно простым и проблем ни у кого не возникло. 
После порога течение ускорилось и пошла шивера, достаточно быстрая и интересная. Теперь времени на рассматривание окружающих красот не оставалось, все время приходилось быть предельно внимательным, чтобы избежать препятствий. Фролов с Ваней при попытке причалиться оказались боком к течению и чуть не перевернулись. 
После шиверы остановились в деревне Лукошино, купили хлеба и воды. При остановке в деревне выяснилось, что в ней находится мост и железнодорожная насыпь, река проходит под ней в туннеле. Миновали туннель все благополучно, но заплывать в него было довольно волнительно, так как никто не мог сказать наверняка, нет ли в нем каких-то препятствий. 
Лагерем встали почти что в устье Валдайки, озеро Пирос уже виднеется вдали. 
За день пройдено 35,4 км, время в пути 7 ч 40 минут, средняя скорость 4,7 км/ч, средняя скорость в пути 6,1 км/ч, максимальная скорость 15,3 км/ч. 
У нас становится хорошей традицией каждый день преодолевать расстояние большее, чем прошли за все дни до этого вместе взятые. Илья говорил, что очень устал на капитанском месте в Щуке во время прохождения шиверы
   

5 мая, день 6, утро 
Ночь выдалась очень холодная, температура опустилась до -5°С, к счастью ветра почти не было. Ночью приезжал местный житель, назвался Александром, он видимо хотел порыбачить в том месте, которое заняли мы. Мы разговорились, он сказал, что по его мнению через Пирос идти на Березайку не стоит, так там нет ничего интересного. Он советовал нам выдвинуться сразу в Опеченский Посад и оттуда идти по Мсте в Боровичи, тогда по пути у нас будут все пороги (но это мы, собственно, знали и без него), и предложил нам доставку до туда на машине. 
У нас в группе разгорелось бурное обсуждение, что нам дальше следует делать. Было очевидно, что весь маршрут полностью пройти мы не сможем, а уехать от истока Березайки нам будет затруднительно. Часть группы предлагала выдвинуться в Опеченский Посад и там, смотря по обстановке, либо просто покататься на порогах, либо сплавиться до Боровичей, либо, если нам не понравится, развернуться и уехать. Часть предлагала остаться на Пиросе и не ехать на Мсту вообще. Утром адмирал, с учетом мнения окружающих, принял решение сократить срок похода на 1 день, на Мсту не ездить и провести на Пиросе этакую полудневку 5 мая, а 6 мая совершить переход до деревни Пирусс, там провести антистапель и уехать в Москву. 
Адмирал пробовал рыбачить, но безуспешно. 
     

5 мая, день 6, вечер 
Так как день не обещал быть напряженным, мы особо не торопились, я занял капитанское место в Щуке и попробовал ей управлять. Вышли в устье Валдайки и прошли на восток по побережью озера Пирос в поисках удобного места стоянки, но не нашли такого места, которое нам было бы по душе, поэтому развернулись и вернулись на стоянку почти что в устье Валдайки. Во время перехода стало понятно, что наши байдарки не слишком хорошо приспособлены для переходов по большой воде в ветреную погоду – против ветра и волн грести было очень сложно, скорость передвижения падала до минимума, несмотря на все усилия гребцов. Субъективно этот переход мной воспринимался как довольно опасный – стоит устать, прекратить греблю, как тебя унесет в отрытое пространство очень далеко, а если лодку развернет поперек волны, то опрокинуться проще простого. 
Разбив лагерь, решили устроить полевую баню, так как на берегу было довольно много камней. Я никогда раньше не участвовал в таком мероприятии и с интересом наблюдал за происходящим. В целом, баня получается такая же жаркая, как и обыкновенная, но наверно стоит размещать внутри котелок воды, чтобы он прогрелся, так как иначе приходится мыться в ледяной озерной воде, что не очень приятно. 
На берегу были обнаружены в большом количестве ужи и гадюки и мы попробовали на них поохотиться (хотя зачем?), но ничего не поймали. Видели уток, а также следы лосей и кабанов, на берегу находили стреляные патроны от охотничьих ружей – видимо живности в этих местах хватает с избытком. 
За день пройдено 6,5 км, время в пути 1 ч 23 минуты, средняя скорость 4,5 км/ч, средняя скорость в пути 4,9 км/ч, максимальная скорость 9,1 км/ч. 
 

6 мая, день 7, середина дня 
Погода дождливая и ветреная, довольно прохладно. Собрав лагерь совершили переход до деревни Пирусс для антистапеля. Против ветра и волн грести было довольно трудно. Вытащив лодки Фролов и Ваня, уехали за машинами, а мы стали собирать байдарки. Мы собрали байдарки раньше, чем они приехали, поэтому у нас было немного времени прогуляться по деревне – обратили внимание, что в ней в основном живут дачники, а местных жителей почти не осталось. После прогулки за нами увязался местный  барбос и вместе с нами пришел к лодкам. В это время Максим там поедал свой перекус, барбос стал нагло выпрашивать себе кусочек и Максим забрался на бетонные блоки, барбос стал прямо под ним, Максим забрался выше и стал как будто недосягаем для пса, но он знал местность лучше и обошел с другой стороны. Так и пришлось Максиму съесть свой перекус стоя на блоках, со стороны это выглядело довольно забавно. 
 

7 мая, день первый после похода, поздняя ночь 
После антистапеля переехали сначала в Москву, переночевали у Вани и выдвинулись в Ульяновск. Фролов объезжал пробки по навигатору, и мы увидели Подмосковье во всей красе, как оно есть, со всеми плюсами и минусами. Выезжали через Сергиев Посад и по пути немного посмотрели Троице-Сергиеву Лавру. Производит двоякое впечатление – с одной стороны да, красиво, и место древнее и с богатой историей, с другой стороны, оно кишит народом как муравейник, очередь на вход в Сергиеву церковь огибает ее со всех сторон и уходит еще куда-то дальше, многие постройки превращены в торговые ряды, где свалены в кучу самые разные товары, которые так продаваться явно недолжны. Все такие моменты лично у меня вызывают отторжение. Из-за всех задержек путь до Ульяновска занял много времени и прибыли мы хорошо за полночь. 

Летопись писал [Алексей Тур|Тур Алексей]

Read Full Article