На нынешние майские праздники города Золотого кольца востребованы гораздо меньше, чем обычно. И это несмотря на юбилей — 50-летие, которое знаменитый маршрут отмечает в этом году. Как показал опрос RATA-news, общий спад на этом направлении в среднем составил 30%. Туроператоры единодушны в том, что Золотое кольцо не стало исключение в общем тренде на снижение интереса к отдыху в России. По их мнению, нынешнюю картину спроса сформировало несколько факторов. Холодный апрель привел к тому, что на майские люди потянулись в теплые края, в первую очередь, в Турцию. Из-за того же холода выезды на май заранее не бронировали, ведь давно подмечено, что в плохую погоду люди не склонны покупать туры по России. Да и экономическая ситуация не располагает к путешествиям по своей стране.

Возможно, россияне действительно полетели греться в Турцию, тем более что страна предложила весьма выгодные цены. По словам генерального директора компании «Орфей» Михаила Романова, в мае в Турцию на неделю можно вдвоем улететь за 40 тыс. рублей с проживанием в отеле на all inclusive. В России те же деньги придется заплатить за экскурсионный тур на 4–5 дней. «Понятно, что народ выбрал море», — считает г-н Романов. Эту же причину назвала генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская, указав, по меньшей мере, на сопоставимые цены по обоим направлениям. Падение на рынке внутреннего туризма, включая Золотое кольце, Михаил Романов оценивает в 50%. «Никогда на майские даты не было такого низкого спроса. Конечно, едут постоянные клиенты, школьные и корпоративные группы, но вот сборники набираются крайне плохо», — подчеркнул он.

Руководитель экскурсионного отдела компании «Роза ветров» Елена Чистякова согласна с коллегой в оценках спроса — спад 40–50% по всем сегментам внутреннего туризма. «В связи с общим падением продаж по России заявок на весну и лето поступает значительно меньше, чем в прошлые годы. Явно снизилась покупательная способность людей», — добавила она.

Ольга Одинцова, генеральный директор компании «Плешанов-тур» из Ростова Великого, назвала прошедший апрель «ужасным» — группы снимались одна за другой, майские праздники тоже оказались в пролете. Но на выпускные в мае—июне собираются школьные и детсадовские группы. «Обычно к нам едут на популярные интерактивные программы — „День Нептуна“, „День Купалы“, „День медика“. Как правило, это туристы из Москвы, Ярославля, Переславля-Залесского, Сергиева Посада. Люди устали от негативных новостей, просто хотят развлекаться. Но в целом спад потока составил порядка 15%», — говорит г-жа Одинцова.

По мнению директора российского отдела компании «Ванд Тревел» Ирины Астаховой, спад чуть меньше — 10–12%. «Да, Золотое кольцо проседает, но в контексте общего падения на рынке внутреннего туризма», — полагает она. Примерно те же цифры в целом по рынку озвучили в компании «Виадук-тур». Генеральный директор Лариса Федорова добавила, что на майские даты по городам Золотого кольца спрос снизился на 15%: «Меньше было и групповых, и розничных продаж. Но снимать автобусы не пришлось, хотя собрали с трудом и на некоторые маршруты отправили неполные машины. А ведь обычно в эти дни мы ставили дополнительные автобусы». Оператор пытается обновить линейку российских экскурсионных туров, предложив взамен освоенных маршрутов Золотого кольца, например, Удмуртию, Томск, Пермь.

В том же ключе высказалась и Татьяна Козловская, по наблюдениям которой этот год идет с падением 15–20% по сравнению с показателями 2016-го. Возможно, туристы уже «отъездились» по раскрученным маршрутам, сказывается и общая тенденция снижения интереса к внутреннему экскурсионному туризму. «Новогодние туры бронировали хорошо, а вот майские продажи вовсе не порадовали», — заметила она. В компании «Вокруг света» спада не ожидали и увеличили количество туров к майским праздникам.

Однако эти предложения, особенно на первые даты, оказались невостребованными. Сборные туры набирались вяло, часть автобусов пришлось снять. «Покупательная способность туристов упала, да и погода внесла коррективы. Многие не успели заранее съездить на дачу, видимо, поехали сейчас. Мы отслеживали спрос по поисковым системам, и он был вполовину меньше, чем в минувшем году», — уточнил директор по развитию Александр Гагарин.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он отмечает спад продаж по маршрутам Золотого кольца на 30–40% в зависимости от направления. Эксперт также добавил, что активного продвижения юбилея Золотого кольца не наблюдается, хотя к такому событию вполне можно было бы приурочить туры. Юбилей Золотого кольца проходит малозаметно для туристов, подтвердила Елена Чистякова: «К сожалению, активности не проявляют и региональные администрации, традиционно поздно извещающие операторов о событийном календаре».