Крестная Слава — именины рода. Изначально сербы принимали крещение целыми семьями, часто в большой церковный праздник, который и становился в последствие Славой семьи. Самыми распространёнными Славами являются дни святого Саввы Сербского, святого Иоанна крестителя, Михайлов день, весенний праздник Святого Георгия (Джурджевдан), день апостолов Петра и Павла, дни памяти святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского, святой Параскевы (Петки).

Вопрос «Какую Славу славишь?» для серба также естественен при знакомстве, как и «как тебя зовут?» или «где ты живешь?». Ведь люди, славящие одну Славу, вполне вероятно могут оказаться родственниками. В каждом доме имеется икона с изображением святого покровителя семьи. Начиная какое-либо дело, сербы просят перед ней благословения и помощи. Клятва Крестной Славой — нерушима, и преступить ее считается величайшим кощунством и позором.

Слава — праздник «малой церкви». «Малой церковью» называют православную семью, являющуюся частью Церкви «большой», выстроенной вокруг Чаши с Телом и Кровью Христовыми.

Канон Крестной Славы существует только в Сербской Православной Церкви, его установил в 13 веке святой равноапостольный Савва Сербский. Согласно ему, накануне Славы семья получает Божие благословение, приглашая священника, который освящает Славскую воду и благословляет дом. Освящая воду, священник молится о здравии всех членов семьи и об упокоении усопших, кропит дом пучком базилика. Славскую воду пьют, затем на ней замешивают тесто для ритуального Славского колача — пшеничного хлеба, символизирующего хлеб насущный.

По канону, в день Славы вся семья должна побывать в храме на литургии и причаститься. После литургии священник освящает колач, окропляет его вином и преломляет вместе с хозяином дом. Если праздник по каким-то причинам празднуется без священника, колач преломляют хозяин с кумом. Хлеб делится по числу присутствующих. В доме, украшенном венками, зажигают освященную в церкви большую восковую свечу, и она горит весь день, символизируя Свет истины Христовой, просвещающий всех. Затем вся семья собирается на обед.

В освященной воде варят и зерно для Славского жита — праздничной кутьи из пшеницы с сахаром или медом, орехами и изюмом. Обед начинается с жита, символизирующего плоды земные, которые человек получает от Бога и которые приносит в память святого покровителя и своих предков. На столе также имеется красное вино — кровь Христова. Праздничная трапеза обычно включает жаркое — целиком зажаренного ягненка или поросенка — и прочие блюда, которые приготовили домовитые сербские хозяйки. Если же Слава приходится на постные дни, на столе бывают блюда из рыбы и морепродуктов, овощей, выпечка — на Славу не принято скупиться.

На Крестную Славу приглашают родственников и друзей семьи, причем если вас однажды пригласили на Славу в сербскую семью, на каждую следующую вам не нужно будет ждать приглашения — вы будете желанным гостем в этом доме всегда. Мы, будучи приглашенными в Пискавице на Славу, теперь тоже считаем, что можем приехать туда всегда, как к родственникам.

Крестная Слава наследуется по мужской линии — девушка, выходя замуж, начинает славить Славу мужа. А сын, отделившись от родительской семьи, первую Славу встречает в доме отца, который передает ему четверть своего колача, и тот приносит ее в свой дом, давая начало Крестной Славе собственной семьи. Поэтому вполне логично, что у многих родственников этот праздник выпадает на один и тот же день — тогда Славу славят в своей семье, а на следующий день ходят друг к другу в гости. Так празднование Славы растягивается на несколько дней.

Read Full Article