Совет регионов Российского союза туриндустрии (РСТ) разработал новый, не имеющий аналогов на внутреннем туррынке, продукт – программу под предварительным названием «Большая засечная черта юга русского государства».

С предложением сформировать такой маршрут к экспертам турбизнеса обратилась заместитель министра культуры России Алла Манилова во время форума «Культурное наследие прошлого – достояние настоящего», прошедшего в марте в Туле. В рамках этого мероприятия была представлена выставка «Историческая роль Тульского кремля и городов засечной черты в становлении и укреплении российской государственности».

О том, что такое засечная черта, в нашей стране, к сожалению, знают мало. Новый маршрут, рассчитанный, в первую очередь, на подрастающее поколение, должен показать, насколько важной в свое время была эта система оборонительных сооружений для России, какое огромное значение придавалось ей в процессе становления российского государства и укрепления его границ. В программу вошло посещение Калуги и Калужской Свято-Тихоновой пустыни, где находится диорама «Великое стояние на реке Угре в 1480 году». В Козельске будет возможность побывать у Козельских засек – так называется территория на правобережье рек Вытебеть и Жиздра. Немало интересного ждет туристов в Туле, Зарайске и Коломне.

Засечная черта, ее еще называли украинная или пограничная линия, применялась на Руси с XIII века, а особое развитие получила в XVI-XVII веках, когда приходилось защищать свои южные рубежи от нашествия монголо-татарских и крымских войск. Наиболее мощной была так называемая Большая засечная черта, состоявшая из укреплённых городов-крепостей, которых в 1630 году насчитывалось свыше сорока.

В оборонительный рубеж обязательно включали природные препятствия – реки, болота, овраги, скалы. В густом лесу между крепостями и острогами делали сплошные полосы завалов шириной 50-100 м и протяженностью в сотни километров, через которые «никто не прохаживал, серый зверь не прорыскивал, черный ворон не пролетывал». Добивались этого, подрубая стволы на высоте одного метра. Их валили крест-накрест, оставляя пни, так что деревья продолжали расти. Вершины и сучья заостряли, все связывали веревками из коры. Растащить такой завал было невозможно.

Конечно, представители турбизнеса не настолько наивны, чтобы рассчитывать на строительство засечной черты в натуральную величину, но можно ведь установить хотя бы стенды с картинками. Или поставить, допустим, в той же Туле, бывшей в свое время одним из форпостов засечной черты, грозную сторожевую башню. И вот тут-то и нужна помощь власти любого уровня.

«Замечательно, что чиновники пошли на прямой контакт с турбизнесом, сами проявили заинтересованность в развитии этой темы, – говорит руководитель Совета регионов РСТ Ольга Санаева. – Для реализации столь масштабного проекта такое взаимодействие необходимо. Важно знать, как идут турпотоки, как выстраивать правильную логистику маршрута. И турбизнес может ответить на эти вопросы».

«Отправлять туристов в путешествие вдоль засечной черты можно уже сейчас», – утверждает г-жа Санаева. В бывших «засечных» городах, а это, например, Калуга, Коломна, Козельск, Муром, Зарайск, есть неплохие краеведческие музеи, в экспозиции тема оборонительной черты затрагивается. Стоят монастыри, чьи стены были когда-то ее важной частью. В Серпухове сохранились развалины крепости, в Козельске – остатки городища. В Ульяновске-Симбирске, входившем в Белгородско-Симбирскую черту, на территории историко-архитектурного комплекса «Симбирская засечная черта» реконструирована сторожевая башня.

Ольга Санаева посетовала, что до наших дней не дожили засечные леса, их вырубили. «Однако что-то все же осталось и было взято под охрану», – отметила она. В частности, в заповеднике «Калужские засеки», местах, воспетых Иваном Тургеневым в знаменитых «Записках охотника». Точки, на которые опирается новый турпродукт, находятся в уникальных местах либо на территориях национальных парков, и развивать его стоит еще и потому, что есть возможность затронуть и экологическую тему.

Делу патриотического воспитания юных россиян может помешать несовершенство нормативной базы, регулирующей детский туризм. Детей стали меньше вывозить на экскурсии, что связано и с финансовыми проблемами, и с неопределенностью в порядке организации детского отдыха. Тем не менее предварительный проект программы «Большая засечная черта юга русского государства» передан в Министерство культуры. В одиночку, без реальной административной и финансовой помощи властей, турбизнесу поднять этот проект будет непросто.

Read Full Article