Буквально несколько лет назад МТБ-индустрия провозгласила новыми путеводными звездами сначала 29“, потом 27,5“, потом фэтбайки. И вот, опять «хит сезона» – Plus, он же B+, он же 27,5+. Новый диаметр породил множество дискуссий. «У фэтбайков лучшее сцепление!» «Но 27,5 резвее» «29” классно катят!» «Мне плевать, я не расстанусь с 26”!»

Буквально несколько лет назад МТБ-индустрия провозгласила новыми путеводными звездами сначала 29“, потом 27,5“, потом фэтбайки. И вот, опять «хит сезона» – Plus, он же B+, он же 27,5+. Новый диаметр породил множество дискуссий. «У фэтбайков лучшее сцепление!» «Но 27,5 резвее» «29” классно катят!» «Мне плевать, я не расстанусь с 26”!» Немецкий журнал MountainBIKE Magazin решил, а Veliki.com.ua перевести исследования, направить субъективные впечатления в объективное русло. Использовав современнейшую аппаратуру, и призвав на помощь опытного райдера, участника гонок U23-Race, лаборатория журнала сравнила в действии характеристики нового стандарта 27,5+ с уже привычными 27,5“/29“.

Что нового в «плюсе»?  

Так что же нового в 27,5+? В принципе, это «всего лишь» более широкий вариант 27,5”: покрышки шириной 2,8-3,0“ на ободах шириной до 40-45 мм. Задумывались такие параметры для повышения сцепления, комфорта и безопасности катания.

Но разве не ровно под этим же соусом нам в свое время продавали фэтбайки и найнеры? Да. Но именно первые успехи фэтбайков и открыли, по сути, в полный рост тему ширины покрышек. Многим понравилась возможность катать всего на 0,5 атм. с недоступным прежде сцеплением. «Вот бы такое сцепление обычному МТБ», – подумали велоконструкторы. Но нужно же что-то решить с неподъемным весом этих монстров на пятидюймовой резине! Так и родился «Плюс» – цепкость фэтбайка с «привкусом» классического МТБ.

На первом же тесте подтвердилось улучшенное сцепление «полужирных» и окрыляющее ощущение уверенности. А это очень важно прежде всего для новичков и любителей в секторе МТБ. Неужели сказка стала былью? Или же перевешивают такие очевидные минусы, как больший вес и замедленная отзывчивость? Это и собрались выяснить специалисты MountainBIKE Magazin. И не только на уровне ощущений. Цель - помочь вам с выбором наиболее подходящего именно для вас типа покрышек.

Немецкие специалисты решили напичкать байк высокоточным оборудованием фирмы Debus & Diebold Me?systeme GmbH. И не просто байк. Ведь для теста необходима модель, на которую можно установить колеса всех тестируемых стандартов. Кроме того, в подопытную группу включили дорогущую (195 евро за комплект) двухкамерную систему Procore от Schwalbe и Syntace. Во время тестов измеряли и «обкатывали» следующие характеристики: вес, размеры, сцепление с грунтом на поворотах, комфорт, преодоление трения, защиту от проколов и управляемость на трассе.

В тест не включили колеса 26”. Во-первых, мало кто из производителей МТБ еще выпускает такие модели. Во-вторых, между 26” и 27,5“ разница примерно такая же, как между 27,5“ и 29“. Поэтому в определенном смысле полученные данные можно экстраполировать на первую пару.

Велик для теста

Идеальной базой для установки всех необходимых датчиков 2D-Datarecording стал Scott Genius 700 Tuned Plus. Характеристики тестового велика: оси стандарта Boost под широкие втулки: 110х15 мм (спереди) и 148х12 мм (сзади). Ход вилки 140 мм, задней подвески – 130 мм.

Scott Genius Plus был выбран в качестве «тест-байка» благодаря тому, что на него можно установить колеса как 27,5+, так и 29“. Уже привычные 27,5“ к нему также подходят, хотя «не родные». На Genius поочередно ставили пять комплектов колес трех форматов: два 27,5“, два 27,5+, и один ст. 29“ с соответствующей шириной покрышек/ободов и весом (см. таблицы в разделах «Размеры» и «Вес»). Давление в покрышках 27,5“ и 29“ довели до 1,7 атм. (бар); во внутренней камере Procore – до 6,0 атм., во внешней – до 1,3 атм. Вес тест-райдера, участника гонок U23 Зимона Гесслера – 69 кг.

После каждого тестового заезда данные из памяти GPS-датчика (км/ч) и датчика ускорения (g, м/с2) скачивали в компьютер. Затем проводили их анализ в программе «Win a Race» той же фирмы. Программа известна своей работой в гоночной серии MotoGP – главном ежегодном событии в мире мотоспорта. Этот высокотехнологичный инструментарий позволил объективно оценить данные выездных испытаний колес.

Размеры 

Итак, резина «Плюс» широкая. Трехдюймовки почти на два сантиметра (около 35%!) шире версии 27,5“/2,25“. Шире покрышка – больше площадь контакта и, теоретически, лучше сцепление. В таблице ниже это хорошо видно по отпечаткам профилей. Однако: у покрышки шириной 2,8“ сравнительно низкий профиль. А это повышает риск смятия боковин на поворотах. 29“ покрышки узкие и низкопрофильные, зато с самым большим внешним диаметром. Значит, у колес 29“ угол столкновения с препятствиями самый пологий, а это уже заявка на лучшую накатистость.

Вес 

При взвешивании различия между пятью конкурентами заметны совершенно четко. Классика 27,5x2,25“ даже с учетом герметика весит меньше колес того же стандарта, но с двухкамерной системой Procore. По сути, Procore — это дополнительная тонкостенная камера внутри покрышки, с отдельным ниппелем, добавляющая колесу 450 г. В итоге шины с системой Procore тяжелее даже «плюсовых» 27,5x2,8“. Но настоящим тяжеловесом оказалась комбинация 27,5x3,0“ на 40-мм ободе. Это почти на 800 г (~20%) тяжелее, чем 27,5x2,25“. Вот поэтому у «Плюса» беда с разгоном.

Повороты

Каждый из пяти комплектов колес был проверен на сцепление с грунтом на поворотах при одинаковых условиях. Для этого тест-райдер Зимон Гесслер проходил размеченный поворот под уклоном по 6-10 раз. Нащупывая пределы возможностей каждого комплекта, Зимон с каждым разом стартовал все выше, и входил в поворот на большей скорости. Оценивались только полностью и чисто пройденные заезды. Анализ записанных датчиками данных позволил проверить субъективные оценки райдера на объективность.

Прохождение поворота на пределе возможностей отражалось не столько на скорости, сколько на воздействии центробежной силы (до 5,5 g, при средней 1,0 g). Различия в скорости между различными стандартами колес были минимальными, хотя в среднем оба «плюсовых» варианта катили Гесслера чуть быстрее прочих. И данные замеров, и субъективные ощущения райдера однозначно показали более высокую устойчивость и безопасность колес 27,5+. На комбинации 27,5x2,25“ Зимон с трудом вписывался уже в шестой поворот из-за заноса переднего или заднего колеса. А на «полужирных» эти же повороты проходились играючи. Причем разницы между покрышками 2,8“ и 3,0“ не было – ни по результатам замеров, ни по ощущениям.

Трение

Замеры проводились на динамометрическом стенде Schwalbe. У колеса 27,5x2,8“ потери скорости на преодоление трения всего лишь на один процент выше, чем у колеса 27,5x2,35“. Но в лаборатории колеса прокатывались по металлической поверхности. Для испытания в реальных условиях, был выбран гравийный участок дороги с чередованием спуска и подъема. На каждом из пяти тестовых комплектов колес заезд начинался от одной стартовой точки, а датчики определяли максимальные значения скорости и ускорения.

Результаты получились показательными. Быстрее всех крутились колеса 29x2,35“, а медленнее всех – «полужирные» 27,5x3,0“. 

Но вот что интересно: у найнеров не задался разгон с нуля до 10 км/ч. То есть, им требуется больше энергии для разгона на старте. Зато преимущество в центробежной силе выводит их в лидеры «на ходу». Сюрпризом также стало, что комплект Procore и «плюсовки» 2,8“ разгоняются почти так же быстро, как конкуренты 27,5x2,25“.

По максимальной скорости за счет большего радиуса (центробежной силы) 27.5+ даже слегка превосходят узкопрофильные 27,5-дюймовки. На гравии также проявило преимущества низкое давление в покрышках. Но этот плюс нивелируется весом трехдюймовых покрышек. 

Препятствия 

Чтобы объективно сопоставить скорость и комфорт (мягкость) преодоления препятствий, тестировщики журнала MountainBIKE Magazin соорудили деревянные «ступеньки» с перекладинами разной высоты. Чтобы проверить отработку разными диаметрами ритм-секции (серии ударов), Зимон Гесслер откатал с одинаковой скоростью по этим ступенькам все комплекты колес. 

Замерялась скорость байка до и после прохождения полосы препятствий. Худший результат с самым большим замедлением показали комплекты 27,5x2,25“ и 29x2,35“. Здесь начальная скорость 10 км/ч уменьшилась в среднем на 3,5 км/ч. Комплект найнеров также выступил неожиданно слабо. Безусловную же победу на этом этапе одержали «плюсовки». Благодаря пониженному давлению в 1,0 атм., они гораздо лучше проглатывали удары и поглощали энергию, обеспечив велику скорость на 10% лучше в сравнении с 29“ и на 12% – в сравнении с 27,5x2,25“.

Акселерометр (см. графики ниже) показал, что вибрация на колесах 27,5x2,25“ достигала 10,0 g, а на 29“ – 9,0 g, что на треть интенсивнее вибрации на 27.5+ (6,0 g). Показатель вибрации с комплектом Procore – 7,6 g. То есть, «полужирные» колеса преодолевают препятствия не только быстрее, но и приятнее прочих. А чем меньше вибрация, тем легче катится райдеру.

При помощи программы «Win a race» от MotoGP, вибрацию анализировали по пиковым ускорениям. На первом графике показана запись вибрации при прохождении «ступенек» байком с колесами 27,5x2,25“. Здесь отчетливо видны высокие пики вертикального ускорения при ударах (оранжевая кривая). Тут в максимуме вибрация достигает 10 g, а в среднем 2,6 g.

Гораздо плавнее катили «Плюсовки» 27,5x3,0“. Максимальное значение вибрации составило 6,0 g, что на 30% комфортнее показателя узкопрофильных 2,25“/2,35“ (без Procore). Средние значения вибрации у «полужирных» также были самые низкие – 1,8 g. Это значит, что такие покрышки меньше тормозят на препятствиях, а велосипедиста трясет заметно меньше.

Проколы

Завлаб MountainBIKE Хайдер Кналь осматривает обод на предмет повреждения после гильотинного теста

Проще всего было оценить покрышки по критерию защиты от проколов. Для этого в лаборатории смонтировали «стенд-гильотину» с падающим лезвием. Покрышки перед тестированием накачивались без камер, но с герметиком. Высоту падения лезвия в ходе теста поэтапно увеличивали. Значения отмечали, когда:

1) покрышку пробивало до бортов обода;

2) обнаруживалось первое легкое повреждение покрышки.

По итогу теста высота касания лезвием бортов обода у 27.5+ была примерно такой же, как и у классических покрышек. Однако до первого повреждения дольше держалась «узкопрофильная» резина 2,25“/2,35“. Конечно, покрышки с системой Procore лидировали в этом тесте с большим отрывом благодаря накачанной внутренней камере. Выводы по проколам: стандартные покрышки надежнее, Procore – вне конкуренции.

Управляемость на трассе

Покрышки ст. 27,5+ невероятно устойчивы на склонах холмов (фото слева), но на каменистых уступах подпрыгивают (верхнее пр. фото), а при быстром вхождении в повороты подминаются (нижнее пр. фото).

Совершенно логичный вопрос, появляющийся у читателя: а подтверждаются ли результаты тестов реальным катанием?

Еще как! При катании на 27.5+ чувство уверенности зашкаливает. А найнерам далеко до их цепкости. При этом на спусках скоростные характеристики «полужирных» покрышек настолько высоки, что требуют осмотрительности. При катании по каменистым уступам, однако, у «полужирных» обнаружился эффект легкой раскачки: байк слегка «подбрасывало». «Плюсовки» шириной 2,8” показали на удивление резвую динамику, а трехдюймовки катились ощутимо медленнее, не компенсируя свою медлительность заметно лучшим сцеплением.

При всем этом важно учитывать и стиль катания. «Плюсовки» с низким давлением легко сминаются при агрессивном прохождении поворотов. Поэтому в данном случае лучше от них отказаться. Слабая устойчивость к проколам у 27,5+ также «вылезла» на первых длительных испытаниях.

Покрышки с системой Procore обеспечивают почти такое же сцепление, как «плюсовки» за счет низкого давления, зато не так предрасположены к смятию. Расстраивает только их дополнительный вес.

Выводы

Так что же, «Плюсу» - «зеленый свет»?

– Да, но не по всем пунктам. 27.5+ идеален для всех, кто желает отличного сцепления, устойчивости и уверенности на трассе. Велик с «плюсовками» шириной 2,8“ будет гораздо устойчивее и на виражах, и на склонах. Вам практически не придется жертвовать накатистостью и разгонными характеристиками. От вас потребуется только соизмерять свой профессионализм со сложностью спусков. Но вам не подойдет стандарт 27,5+, если вы любите спускаться на скорости по твердым уступам: большие колеса будут скакать с камня на камень, что не очень безопасно. Да и защита от проколов, как мы помним, у «плюсовок» слабовата.

Также не забывайте, что внятных преимуществ у 3,0“ покрышек по сравнению с 2,8“ не обнаружено! 3,0“ тяжелее, катят намного хуже при более слабом сцеплении и меньшей проколоустойчивости. В целом же стандарт 27,5+ еще очень молод, и поэтому технически привлекательные «плюсовые» байки встречаются пока лишь в верхней ценовой категории.

Между тем, в лидеры «тихой сапой» выбилась дорогущая система Procore с ее почти «плюсовой» цепкостью и мощной защитой от проколов. Это то, что нужно для обрывистых горных трасс. Правда, для любителей откатать марафон или стремительно налегке прохватить по трейлу, больше все-таки подойдут консервативные 29“ и 27,5“ (или "Twentysix").

Итого.

С покрышками 27,5+ кататься проще, безопаснее и комфортнее.

Это важно для новичков У толстых 3,0” покрышек по сравнению с 2,8“ больше минусов, чем плюсов.

Procore – дорогостоящие покрышки, идеальные для агрессивного катания.

Классическая резина шириной 2,25-2,4“ легче и шустрее, и эти стандарты не собираются уходить в небытие. 

Источник mountainbike-magazin.de 

Read Full Article